Мелодрама Дюканжа
Чем больше усиливается в стране политическая и клерикальная реакция, тем громче начинает звучать в драматургии Дюканжа обличительная, романтическая тема. Стремление к напряженной действенности и к социальному обоснованию конфликтов толкнуло Дюканжа к использованию сюжетов Вальтера Скотта. Мелодрама Дюканжа «Ламермурская невеста» (по одноименному роману Вальтера Скотта, 1828) стала в глазах современников одним из первых образцов зарождающейся прогрессивно романтической драматургии.
История трагической любви Люси Астон и Эдгара Равенсвуда, пытающихся пронести свое большое, чистое чувство через море лжи и насилия, поставила тему высокой романтической страсти, обреченной на гибель в безнадежной борьбе с обществом. Но самым значительным. произведением Дюканжа является его знаменитая драма (написанная в содружестве с Дино) «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1827). Рисуя губительную страсть к игре, овладевающую душой Жоржа де Жермани, Дюканж соприкасается с одной из центральных тем литературы XIX века. Господствующая в буржуазном мире власть золота искажает человека, убивает гуманистическое содержание личности, с неизбежностью рока ведет героя к преступлению. Погоня за деньгами становится движущей силой драмы. Жорж оказывается втянутым в темные, преступные дела, разоряет свою семью, подделывает векселя, становится убийцей и грабителем. Самоубийство героя, осознавшего всю глубину своего падения, завершает эту мрачную драму, насыщенную ощущением трагизма. Даже в этой лучшей своей пьесе Дюканж не может подняться до общественной проблематики, до социальных обобщений. Всю вину он перекладывает на «злодея» Варнера, ложного друга, влекущего слабовольного героя к гибели. Но лежащая в основе драмы Дюканжа жизненно правдивая, несущая социально типические черты тема привела к усилению реалистических элементов, позволила Дюканжу в известной мере преодолеть мелодраматический шаблон и встать на путь более глубокого раскрытия характера торжа де термани. Стремясь проследить этапы морального падения своего героя, Дюканж резко нарушает все драматургические догмы. Действие его трехактной пьесы длится тридцать лет, герой проходит путь от юности до старости, от богатства до крайней нищеты, от зарождающейся страсти к игре до самых глубин порока и преступления. Тем самым Дюканж ставит совершенно новые задачи перед актерами, расширяя диапазон актерского творчества и полностью разрушая все пережитки сословной эстетики классицизма.
Он требует показа характера в психологическом развитии, в возрастных изменениях, в различных социальных условиях. Все это привлекло к мелодраме Дюканжа интерес крупнейших актеров не только французского, но и европейского театра. Во Франции грандиозный успех в ней имели Фредерик-Леметр и Мари Дорваль. В России «Тридцать лет, или Жизнь игрока» ввели в свой репертуар П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин. Наивысшим подъемом протестующих настроений Дюканжа стали антиклерикальные мелодрамы, написанные им в период Июльской революции, — «Тоннингтонский монастырь» и «Иезуит» (1830). Последнюю пьесу Дюканж создал вместе с Пиксерекуром. Драма, изображавшая злобного лицемера-попа, втирающегося в честную буржуазную семью и приносящего ей бесчестье, страдание и гибель, как бы вновь воскрешала традиции «Тартюфа» и драматургии французской революции 1789— 1794 годов. Но после революции социальная тема ослабевает в творчестве Дюканжа. Сентиментально морализующая история, изложенная им в его последней мелодраме «Шестнадцать лет тому назад» (1831), уже лишена социально-обличительной мысли. Несмотря на то, что и в драматургии Дюканжа сказались обычные для мелодрамы черты художественной вульгарности, неполноценного раскрытия характеров и жизненных связей и т. д. , все же в его творчестве отразился общественный подъем 1820-х годов, и мелодрамы Дюканжа во многом подготовили романтическую драму и социальную драму следующего десятилетия.