Мериме выпустил свою новую пьесу «Жакерия»
«Театр Клары Гасуль» был первым во французской драме XIX века выступлением критического реализма. Через три года Мериме выпустил свою новую пьесу «Жакерия» — одно из высших достижений французской исторической драматургии XIX века. Реализуя программу Стендаля, Мериме создал здесь громадную национальную историческую эпопею, героем которой является народ, восставший против векового угнетения. Эпиграфом пьесы Мериме берет слова старинной английской баллады: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где был дворянин и его дела?» Написанная в канун революции 1830 года, эта пьеса была одним из самых решительных выступлений французской литературы против стремлений дворянской реакции реставрировать феодализм. Изображая восстание крестьян в 1358 году, Мериме открыто полемизирует с идеализацией феодализма, свойственной реакционным романтикам, и с идеалистическим пониманием истории.
Феодализм раскрыт в этой пьесе как страшный мир угнетения и произвола, а общественное зло предстает не как проявление злой воли отдельных «безнравственных» индивидов, а носит глубоко социальный характер. Самое большое завоевание Мериме это утверждение им закономерности исторического процесса, исторической необходимости великих общественных движений. Восприняв разработанное либеральными историками учение о классовой борьбе, Мериме не делает, однако, из него выводов, присущих буржуазной исторической науке, — он не стремится обосновать право буржуазии на политическую власть, не призывает к классовому миру. Мериме в «Жакерии» объясняет неизбежность классовой борьбы «эксцессами феодального строя», протестом народных масс против векового угнетения. В отличие от либеральных историков Мериме не идеализирует буржуазный прогресс. Он показывает трусость и жадное собственничество богатых бюргеров, с ужасом и ненавистью встречающих весть о крестьянской революции. Они презирают «подлое мужичье» и видят врагов в собственных подмастерьях. «Жакерия» оставляет в стороне центральную для буржуазных исторических трудов тему борьбы буржуазии с дворянством, раскрывая антифеодальный конфликт на теме крестьянской революции. Показывая громадное историческое движение, пробудившее сотни тысяч людей к активной политической деятельности, Мериме ищет в «Жакерии» новую форму драмы — многоплановой и широкой, охватывающей множество человеческих судеб и одновременно протекающих явлений, включающей пестрое сплетение отдельных событий, связей, отношений и прослеживающей через видимый хаос случайностей неумолимый ход исторической закономерности. Стремление Мериме к широчай-шему охвату всей социальной действительности определяет вольную композицию его драмы, в которой тридцать шесть сцен, свыше сорока действующих лиц и которая показывает события, длящиеся в течение нескольких месяцев. Но главное новаторство Мериме заключается в его разрыве с абстрактно-рационалистическим методом построения образа. Стремясь обнаружить причинную связь явлений, Мериме ищет в каждом человеке и в каждом событии определяющие его социальные черты. В «Жакерии» действуют крестьяне и феодалы, купцы и ремесленники, монахи и «вольные» рыцари, придворные и члены воровской шайки. Социальная типичность и историческая верность центрального конфликта между феодалами и крестьянами позволяют Мериме проследить движение многих человеческих судеб в их соотношении с общественной действительностью. Поступки и решения каждого из персонажей определяются его местом в реальной исторической жизни его времени. Люди знатного феодала д’Апремона нарушают узаконенное право убежища в часовне, избивают и грабят крестьян, потому что беззаконие и насилие — единственный закон, признаваемый феодалами. Цвет феодального рыцарства проигрывает битву плохо вооруженным и не обученным военному делу крестьянам, потому что самонадеянные дворяне, мысли и поступки которых определяются кастовым чванством и пустой романтикой рыцарских обычаев, своевольны, неспособны стать единой сплоченной силой. В эпизоде рыцарского боя отчетливо звучит утверждение исторической обреченности феодализма.