Миссис Уорнер и мистер Фелпс

Демократические тенденции английского театра нашли свое воплощение в эти годы в творчестве крупного актера и режиссера Сэмюэля Фелпса (1804—1878) и его жены актрисы Уорнер. В 1844 году, через год после отмены театральной монополии, они приняли на себя руководство небольшим окраинным театром Седлерс-Уэллс, где работали до 1862 года, подняв этот театр, имевший прежде чисто развлекательный характер, на большую художественную высоту.

Свои задачи Фелпс и Уорнер изложили в объявлении о начале их нового театрального предприятия, выпущенном в 1844 году. «Миссис Уорнер и мистер Фелпс,— говорилось в объявлении, — принимают на себя руководство театром Седлерс-Уэллс в надежде постепенно превратить театр в то, чем ему положено быть,— в место, где правдиво воплощаются произведения наших великих драматических поэтов. Мы беремся за это в момент, когда театры, получившие название «национальных», закрыты или посвятили себя задачам, далеким от воплощения на сцене подлинной английской драмы. Мы начинаем в момент, «когда все театры стали по закону равны. Вот почему нам кажется, что каждая отдельная часть столицы, насчитывающей два миллиона жителей, может иметь собственный, хорошо поставленный театр». С. Фелпс, по существу, продолжал дело, начатое Э. Вестрис еще до театральной реформы. Несмотря на то, что Фелпс и Вестрис работали в разных жанрах, они одинаково стремились приблизить театр к демократическому зрителю. Общность направлений Фелпса и Вестрис особенно наглядно выясняется на примерах режиссерской работы Вестрис над классической английской комедией (начиная с 1838 года), но и в разных сценических жанрах они являются представителями дореформенного и послереформенного этапов общего течения. Возглавив театр, расположенный на окраине Лондона, Фелпс нашел здесь аудиторию, которая оказалась способной понять шедевры английской драматургии неизмеримо лучше, чем пресыщенная знать, посещавшая Хеймаркет и театр Принцессы. Седлерс-Уэллс был в середине XIX века самым демократическим театром Лондона по составу зрителей и обладал самым художественным серьезным репертуаром. За восемнадцать лет Фелпс по-ставил все пьесы Шекспира, кроме «Ричарда II», «Генриха VI», «Троила и Крессиды» и «Тита Андроника». Он вернул на сцену многих забытых елизаветинцев — Бомонта и Флетчера, Мессинджера, Вебстера, ставил Гольдсмита, Шеридана, Бульвера-Литтона и многих других крупных английских драматургов. Осуществляя заветы Гаррика, Фелпс упорно боролся за сценический ансамбль, много работал с актерами. Стремление Фелпса к ансамблю не мешало выявлению творческой индивидуальности актера. Постоянный состав труппы помог ей стать крепким коллективом, единым в понимании своих художественных задач. Фелпс считал, что английская сцена накопила уже немалый опыт реалистического искусства, и видел свою задачу в том, чтобы упорно совершенствовать достигнутое. Он не гнался за постановочными эффектами, которые поразили бы зрителя своей новизной, не допускал режиссерских излишеств.

Его целью было как можно лучше сохранить и передать зрителю человеческое содержание пьес, шедших в его театре. «Главная причина успеха мистера Фелпса в шекспировских спектаклях,— писал один английский журнал,— состоит в том, что он показывает этого автора прежде всего как поэта. Пьесы Шекспира в постановке театра Седлерс-Уэллс — всегда поэмы. Декорации выполнены прекрасно, но внешнее оформление не отвлекает внимания от поэта. Напротив, оно задумано в его духе и образует прекрасную гармонию со всем спектаклем. Не отступает от духа автора и игра актеров». Фелпс создавал не облегченные и упрощенные «спектакли для народа». Пьесы Шекспира шли у него по полному тексту, на высоком художественном уровне. Фелпс глубоко уважал своего зрителя и стремился воспитывать его в духе глубокой гуманности, развивать в нем хороший художественный вкус, прививать ему любовь к шедеврам английской драмы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!