«Мои темницы» Пеллико

После выхода на свободу Пеллико публикует свою самую знаменитую книгу «Мои темницы», принесшую автору мировую славу. На современников она произвела потрясающее впечатление. Ею зачитывались в самых отдаленных уголках земного шара. Несмотря на дух христианского смирения, записки Пеллико сыграли колоссальную революционизирующую роль. Недаром Меттерних признавался, что эта книга доставила ему больше хлопот, чем военное поражение. Продолжал Пеллико писать и для сцены. Но революционный дух, свойственный его ранним трагедиям, иссяк. «Томас Мор» вызвал резкое недовольство либералов, бывших друзей Пеллико, хотя спектакль с участием Карлотты Маркионни пользовался у зрителей несомненным успехом. Возможно, что тут сыграла роль личная популярность автора «Моих темниц». Но последняя его трагедия, «Конрадин» (1834), была освистана. Больше Пеллико уже не возвращался к театру. Всего им было написано двенадцать трагедий, часть из которых осталась в черновиках. Алессандро Мандзони (1785—1873) был признанным вождем итальянских романтиков и, пожалуй, крупнейшим итальянским писателем XIX века.

Своим творчеством он сильно содействовал упорядочению общенационального литературного итальянского языка, проложил пути современному реали-стическому роману, а в области теории больше кого-либо другого способствовал утверждению эстетики романтического театра. Мандзони не входил организационно ни в литературную группу журнала «Кончильяторе», ни в тайные или легальные политические общества и партии итальянского Рисорджименто. Но до конца жизни он оставался «совестью» революционной Италии. Вождь республиканской партии Джузеппе Мадзини писал: «Мандзони — наша общая страсть, с его именем сливается все, что есть благородного и великого в Италии… Возрождение народа было его целью, его верой, его всегдашним стремлением… Выбор сюжетов, истолкование их, их стилистическое оформление, любая мелочь — все свидетельствовало о главном намерении покончить с господством феодального принципа, узурпировавшего власть». Или вот признание самого Мандзони: «Мадзини и я всегда верили в возможность создать независимую Италию только при условии единства. А вера в это единство была во мне столь велика, что я даже отважился сочинить такую уродливую стихотворную строчку: «Свободными мы не будем, пока не станем едины». Эта «уродливая стихотворная строчка» из незаконченной канцоны 1815 года «Риминийское воззвание» облетела всю Италию, превратившись в политический лозунг. Национальный герой Италии Гарибальди сделал в 1862 году огромный крюк, чтобы иметь возможность заехать в Милан и обнять Мандзони. Похороны Мандзони в 1873 году превратились в национальный траур. Кончине великого писателя Джузеппе Верди посвятил свой знаменитый «Реквием».

Мандзони прожил восемьдесят восемь лет. Родился он за четыре года до французской революции 1789 года, был свидетелем европейских революций 1830 и 1848 годов и умер вскоре после Парижской коммуны, возвестившей уже новую историческую эру. Таким образом, время жизни Мандзони совпадает с целой исторической эпохой в жизни европейского общества.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!