Музыка передавала душевное состояние героев
В «Рассказе о тайне» все было подчинено движению сюжета. Диалог очень точно определял действенные задачи персонажей. Автор не ставил себе целью показать торжество поэтической, справедливости. На сцене побеждала справедливость житейская — та, что дает зрителям наглядный пример вознагражденной добродетели и наказанного порока. Во Франции понятие мелодрамы довольно скоро перестало связываться с музыкой. В Англии же «малый» театр, поставивший спектакль без музыкального сопровождения, немедленно обвинялся в том, что он посягает на область «законной» драмы. Поэтому английская мелодрама была насыщена музыкой. Музыка передавала душевное состояние героев, настроение сцены или эпизода. Очень часто переживания героев раскрывались не в словах, а в пантомиме, сопровождаемой музыкой. Была в «Рассказе о тайне» и целиком пантомимическая роль.
Отец Селины возвращался домой немым (пираты отрезали ему язык) и на всем протяжении спектакля не произносил ни слова. После Холкрофта английские авторы часто старались под различными предлогами вводить в свои мелодрамы пантомимические роли. Интересно отметить, что лучшая исполнительница женских ролей в английской мелодраме — мадам Селеста была также известной актрисой пантомимы. Не менее интересно, Что великий английский трагический актер Эдмунд Кин, который много играл в мелодраме, внес потом некоторые приемы, найденные мелодрамой (в частности, долгие паузы, заполненные мимической игрой), в исполнение высокой трагедии. Мелодрама родилась в годы расцвета романтизма и впитала в себя некоторые его черты — повышенную эмоциональность, динамизм, иной раз даже отдельные обличительные мотивы (сочувствие гонимым, осуждение злобных корыстолюбцев). Но к середине XIX века общественное содержание романтической мелодрамы заметно снижается. Именно в это время выявилась полностью претенциозность мелодрамы, ее эпигонство по отношению к большим явлениям искусства. Мелодрама обладала известной бытовой достоверностью. Речь героев была проста и немногосложна. Но до больших жизненных вопросов мелодрама не поднималась.
Страсти она чаще всего заменяла сантиментами, философские раздумья — прописными истинами буржуазной добропорядочности. Большинство английских мелодрам отличалось мелкостью темы, нарочитостью сюжетов, политической компромисностью. Покончив с условностью старой трагедии, мелодрама принесла на ее место свою собственную условность. И хотя этот жанр долго держался на сцене, его сентиментальность, условность, мелкость проблематики становились с течением времени все более ощутимы. Развитие английской мелодрамы шло по нескольким руслам. Наряду с романтической мелодрамой в Англии уже в начале 1820-х годов появляется так называемая реалистическая мелодрама. (Ее называли еще по театру, где она шла, «мелодрамой Адельфи». ) Этот жанр, достаточно условный, все же был зна-чительно правдивее ранней мелодрамы и мелодрамы поры заката романтизма. Наиболее известным из авторов этого типа мелодрамы был Дуглас Джеральд (1803—1857). В юности он служил сначала юнгой, а потом гардемарином на военном корабле. Увидев однажды на сцене Эдмунда Кина, он решил стать актером и организовал из своих корабельных товарищей театральный кружок. Впоследствии он был участником любительской труппы Диккенса «Бродячие актеры». Первую пьесу он написал в восемнадцать лет; свой шедевр — «Черноокая Сусанна» (1829) — в двадцать шесть лет. В дальнейшем Джеральд был известен главным образом как крупный юморист, сотрудник и редактор многих журналов. Его очень высоко ценили Диккенс, Теккерей и другие видные представители реалистической литературы.