Мысли господствующего класса
Этим писателям в первую очередь предоставляются страницы газет и журналов, перед ними широко раскрыты двери театров. Их восторженно приветствуют буржуазные критики и зрители, правительство осыпает их наградами. Выражая мысли господствующего класса, они легко приобретают богатство, признание, почетное общественное положение. Среди драматургов этого типа ведущее место в период Реставрации и Июльской монархии занимал Огюстен-Эжен Скриб (1791—1861). Выйдя из купеческой семьи, Скриб начал литературную деятельность с 1811 года, когда в маленьких театрах Парижа появились его первые водевили.
В период Реставрации он стал уже одним из самых популярных драматургов Парижа. Он писал сначала для театров Водевиль и Варьете, с 1820 года стал основным поставщиком водевилей для вновь открывшегося театра Жимназ, а в конце 1820-х годов он постоянный драматург театра Французской Комедии. Четыре сотни пьес Скриба принесли ему миллионное состояние. Они были переведены на многие языки и ставились на сценах почти всех европейских стран. В частности, на русский язык переведено более ста двадцати пьес Скриба. Первые успехи он завоевал водевилями. Выступив как продолжатель традиций водевиля периода Империи, Скриб вскоре отошел от балаганного комизма и привычных персонажей низового театра. Скриб сыграл решающую роль в развитии французского водевиля. Одаренный живой наблюдательностью, он вносил в водевили знакомые зрителю черты нравов и быта, вводил в них свежие сегодняшние новости, словечки, намеки.
Секрет популярности Скриба заключался в его умении сочетать забавный анекдотический сюжет с элементами сенсации, а иной раз даже с политической злободневностью, разумеется, никогда не переходя пределы осторожного либерализма. Действие большинства водевилей Скриба происходило в Париже, героями его были чаще всего современные персонажи из буржуазной среды. В этих пьесках Скриб осуждал расточительность и поучал молодых рантье искусству укладываться в бюджет, настойчиво советуя вложить деньги «в дело» и растить капитал. Обеспокоенный демократическими идеями части буржуазной молодежи, Скриб старательно разъяснял ей необходимость жениться на девушках своего круга с хорошим приданым. А бедных девушек он убеждал, что им выгоднее выходить замуж за честных фермеров или отставных капралов, которых добрый хозяин всегда обеспечит щедрой наградой за спасение их сыновей от неравного брака («Разумный брак», 1826). Так Скриб использовал жанр водевиля для утверждения буржуазной морали, проповедуя святость брачных уз и убеждая своих зрителей в необходимости безропотного повиновения жен мужьям, детей родителям. Он показывает печальную судьбу девушки, которая осмелилась выйти замуж «по склонности», нарушив этим волю отца («Брак по склонности», 1828), и постоянно напоминает о страшной каре, которая ожидает преступную жену. В водевилях Скриба очень часто выступают предприимчивые молодые буржуа, стремящиеся «выйти в люди», банкиры и негоцианты, наживающие состояние. Несмотря на любовную фабулу, действие многих, если не большинства, водевилей Скриба движется исключительно денежными интересами.
Но затрагивая тем самым большое типическое явление буржуазной действительности, Скриб не осуждает господствующей в буржуазном обществе всеобщей страсти к обогащению. Будучи сам рыцарем удачи и наживы, он любуется своими беспринципными, но деятельными героями и всегда приводит их к благополучному концу, то есть тем или иным способом награждает их состоянием. Скриб с наивной прямотой радовался возможностям, которые открылись перед буржуазными предпринимателями после революции. Он жил в эпоху, когда капитализм был еще исторически прогрессивен, когда шел процесс его быстрого развития. Поэтому Скриб, не способный на глубокий анализ явлений действительности, не замечая противоречий и несправедливости буржуазного строя, испытывал радостную уверенность в завтрашнем дне и был настроен глубоко оптимистически. При всей наивности этого оптимизма он был источником той непосредственной жизнерадостности, того безмятежного веселья, которые привлекали ко многим пьесам Скриба симпатии не только буржуазного, но и демократического зрителя и завоевали ему широкую популярность в первой половине XIX века.