Мюссе развенчивает романтическое понимание

В драме «Андреа дель Сарто» ноты усталости и грусти звучат со все нарастающей силой, определяя атмосферу пьесы. Снова Мюссе развенчивает романтическое понимание любви как великой, облагораживающей человека страсти, ведущей его к самоотверженности и подвигу. В «Андреа дель Сарто» глубокое, чистое чувство знаменитого художника дель Сарто к его жене Лукреции приносит ему лишь страдание и смерть. Ни преданность Андреа, ни принесенные им жертвы не могут удержать любви Лукреции.

Слепое безумие увлекает ее и художника Кардиано, друга Андреа. Любовь предстает в этой драме как эгоистическая страсть, страшная в своей жестокости, ведущая к предательству, к измене другу. Победа в любви возможна только за счет чьей-то гибели. Мюссе не верит, что гордость, честь, мужество человека могут противостоять губительному безумию страсти. Сам Андреа— великий художник и носитель большого человеческого чувства — тоже лишен моральной силы, безволен, слаб. Любовь привела его к бесчестью, потому что на подарки и развлечения жены он истратил доверенные ему деньги. Благородный и добрый человек не может сохранить эти качества в схватке с действительностью. Не спасает Андреа и (искусство. В словах самого художника и его учеников настойчиво звучат мысли об упадке искусства. Гении ушли из жизни. «При Микеланджело каждая школа была настоящей боевой ареной», теперь же искусство стало ремеслом. Выпивая яд в финале пьесы, Андреа поднимает тост: «За гибель искусства в Италии!» В пьесе встает образ стареющего века, дряхлого и бессильного времени.

Ощущение упадка, угасания, утраты былого величия пронизывает Флоренцию XVI века, изображенную в пьесе. Мюссе не ставит себе задачи воспроизведения реальной исторической обстановки. Он равнодушен к исторической достоверности, его не смущают анахронизмы. Действие его пьес происходит чаще всего неведомо где, неведомо когда. Даже если в ремарке указаны Флоренция, Неаполь или Мюнхен, в пьесе обычно ни в чем не проявляется конкретная реальность этих городов. Мюссе не обозначает дат. События могут быт>ь отнесены и к XVI и к XVII веку, но всегда на фоне старинных парков и дворцов, тихих переулков фантастических городов выступает все тот же герой, не относящийся ни к одной из этих прошлых эпох, истинный сын XIX века с его сомнениями, тревогами и тоской. Полный отвращения к прозаической действительности буржуазного общества, Мюссе мучительно искал утерянную красоту. Но, не видя реальных путей нахождения красоты в самой жизни и не веря в утопические проекты ее улучшения, Мюссе один из первых в европейской литературу становится на путь духовного аристократизма и бегства от действительности. В стихах и драмах он создает свой собственный поэтический мир, полный тонкой и хрупкой красоты. Однако люди, живущие в этом вымышленном мире, несут в себе реальные страсти и страдания. В этом глубокая противоречивость пьес Мюссе: они откровенно условны, искусственно опоэтизированы, по сюжету, по обстановке бесконечно далеки от современности. Но образы их героев, раскрытые автором с тончайшим психологическим мастерством, передают мысли и чувства современников Мюссе. Все они, вместе взятые, — поразительный по точности психологический портрет «молодого человека XIX столетия», «сына века». Беспощадно ставит Мюссе диагноз духовной болезни поколения, выросшего в условиях крушения революции и веры в будущее.

В душах Молодежи родилось сомнение во всем, «отрицание все214 го небесного и всего земного, отрицание, которое можно назвать разочарованием или, если угодно, безнадежностью»Век, предшествовавший французской революции 1789 года, воспитывал в своих сыновьях гражданственный тип сознания, чувство общественного долга. Пьесы Мюссс рассказывают о рождении индивидуалистического сознания, опустошенного и общественно бесплодного, являясь тем самым необычайно ярким и выразительным свидетельством духовных процессов, характерных для утверждающегося буржуазного общества.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!