На Пьеро набрасывается бешеный бык

В этой пантомиме роль и функция Пьеро были еще близки к чистой буффонаде. Будучи слугой Кассандра, Пьеро помогает своему хозяину в погоне за сбежавшей дочерью. На него обрушивается множество неприятностей. Преследователи заходят к виноторговцу напиться, но вино вызывает у них колики. Их заставляют принять гремучие пилюли, которые взрываются в их животах, и из штанов больных вырывается огонь. На Пьеро набрасывается бешеный бык (именем которого названа пантомима), и Пьеро, пронзенный его рогами, чуть не погибает. Однако Пьеро не только помогает хозяину, но в то же время и досаждает этому скупому старику. Удары, которые достаются Пьеро, обязательно падают и на голову Кассандра. В этой же пантомиме возникает тема самоутверждения Пьеро. Ему хочется приодеться, он попадает к портному и сооружает себе из самых неподходящих частей туалета смехотворный наряд, пародирующий светского щеголя. Пьеро красуется, фанфаронит, дурит. Но в конце концов именно он торжественно ведет влюбленных в храм. Эта «пантомима-арлекинада в английском духе» много лет привлекала толпы зрителей. Она завоевала театру Фюнамбюль популярность среди художественной интеллигенции Парижа. Первым забрел сюда писатель-романтик Шарль Нодье.

Пораженный неведомым для него актером, он написал о нем статью, где называл Дебюро в одном ряду с крупнейшими актерами Франции и противопоставил его правдивое искусство напыщенности официального театра. Эта статья положила основу славе Дебюро и привлекла к нему внимание ведущих деятелей французского искусства. В 1828 году Нодье написал для Дебюро сценарий пантомимы «Золотой сон, или Арлекин и скупец», еще больше увеличившей популярность театра. Эта пантомима значительно усилила роль Пьеро. Но намеченная в ней активизация образа и изменение его внутренней сущности тормозились сюжетными схемами пантомимы. Чтобы решить задачу, надо было отказаться от привычных сюжетов и превратить Пьеро в центрального героя. В 1832 году была поставлена маленькая пантомима «Кит», сценарий которой Дебюро написал сам.

Равнодушный к внешне зрелищным эффектам и трюкам английской пантомимы, Дебюро сильно упростил сюжет и перевернул все обычные отношения героев. В этой пантомиме Коломбина любила Пьеро. Но у бедного Пьеро не было денег на женитьбу и, в довершение всех бед, его, к ужасу Коломбины, проглатывал киу. Однако все кончалось благополучно. В желудке кита Пьеро находил шкатулку с золотом и, выйдя на свободу, добивался руки Коломбины.

При всей наивности фантастических происшествий этой пантомимы главным в ней стал образ неунывающего бедняка, преодолевающего все препятствия и побеждающего врага. В пантомиме 1830-х и 1840-х годов Дебюро окончательно утвердил Пьеро как активного героя, достигающего успеха. Он добивался любви прекрасной жрицы солнца «(Странствующий Пьеро», 1837); он побеждал дьявола («Бириби», 1841); он храбро сражался с арабами, свергал с трона африканского бея и сам становился беем, обучая подданных искусству залихватского французского танца — канкана («Пьеро в Африке», 1842); он освобождал свою невесту, крестьянку Бабетту, из рук похитителей-мушкетеров и с помощью вооруженных крестьян прогонял обидчиков («Два мушкетера», 1845). Искусство Дебюро становилось все более значительным и глубоким по содержанию, все более отточенным по блистательной технике, позволяющей ему передавать тончайшие оттенки мыслей и доводить эксцентрику до цирковых трюков. По мере наступления творческой зрелости в искусстве Дебюро все отчетливее звучали драматические мотивы. Забавный белолицый человечек, храбро сражающийся с несправедливостью и злобой, с насилием и обманом, внезапно становился бесконечно трогательным, не переставая смешить. Не снижая эксцентричности, Дебюро переходил к социальной проблематике, усиливая реальные мотивы пантомимы и отходя от чистой фантастики. Сочувствие чужому горю проникло в характер балаганного шута и завладело им. В буяне, задире и обжоре Пьеро стали раскрываться черты глубокой человечности.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!