Ненависть народа к Бурбонам
В 1819 году он дебютировал на сцене театра Французской Комедии трагедией «Сицилийская вечерня», написанной в строго классицистской манере, с тщательным соблюдением всех условностей французской трагедии. Делавинь привлек внимание современников не литературным новаторством, а либеральной проблематикой своей пьесы. Национально-освободительная тема в «Сицилийской вечерне» увлекла широкие круги зрителей, только что переживших иностранную оккупацию. Но, по существу, в, трагедии Делавиня революция была больше похожа на дворцовый переворот, а патриотическая идея оттеснена банальным конфликтом чувства и долга. Только ненависть народа к Бурбонам, вызывавшая настороженное внимание зрителей ко всяким политическим намекам, привела к шумному успеху этой пьесы. Ассоциации с современностью породили и популярность следующей трагедии Делавиня — «Пария» (1821). Несмотря на крайнее неправдоподобие фабулы, напыщенность языка и бездейственность, трагедия имела успех. Навеянные философскими повестями Вольтера тирады на тему о несправедливости социального неравенства и антиклерикальная окраска пьесы заменили отсутствовавший в ней драматизм. В те же годы Делавинь создает несколько комедий. Но крупным комедиографом он не стал, хотя его комедия «Школа стариков» в блестящем исполнении Тальма и актрисы Марс имела триумфальный успех и открыла Делавиню два года спустя двери Французской Академии. Крайне облаго-роженный, идеализированный образ буржуа Данвиля противопоставлен в этой комедии аристократическому легкомыслию, лветской вольности нравов. Но в «Школе стариков» нет сатирического обличения аристократии. Эта пьеса — не более чем сентиментальный призыв к добросердечию и семейным добродетелям. В борьбе между феодальной реакцией и демократической оппозицией, а также между консервативными и передовыми литературными течениями Делавинь занял промежуточную соглашательскую позицию. Сохраняя в основном классицистскую догму, он постепенно вводил в свои трагедии некоторые новаторские черты, подсказанные романтической драматургией J3. Гюго, А. Дюма-отца и других. В 1829 году Делавинь создает трагедию «Марино Фальеро», в которой отразились эти влияния. С точки зрения консервативной критики и общественности вызывающе дерзким был самый факт заимствования сюжета у Байрона, имя которого было ненавистно сторонникам Священного союза. Кроме того, история мятежного венецианского дожа, восставшего против тирании знати и примкнувшего к демократическому заговору, звучала накануне революции 1830 года почти открытым утверждением законности революционного протеста. Но пьеса Делавиня была далека от глубокой философско-политической проблематики трагедии Байрона. Он вводит отсутствовавшую у Байрона любовную линию, ослабляя этим развитие и решение центрального конфликта. Трагедия Делавиня сильнее акцентировала внимание на муках совести неверной жены Марино Фальеро и ее любовника — племянника дожа, чем на политической линии пьесы. Идейной неопределенности соответствовала и эклектичность формы.
Сохранив условности классицистской трагедии, Делавинь пытался придать большую динамичность диалогу, ввел некоторые бытовые детали (например, игру в шахматы), нарушил единство места. Эти новшества вызвали негодование представителей литературной реакции. Но, по существу, новаторство Делавиня было крайне умеренно. Молодые романтики смеялись над несообразностями пьесы и архаической возвышенностью ее языка.