Огромный рост стачечной борьбы

Этот процесс усиливался подъемом республиканского движения и активной деятельностью тайных обществ, которые были до 1834 года смешанными по своему классовому составу, а после учиненного правительством разгрома республиканских партий стали в основном пролетарскими.

Огромный рост в 1840-х годах стачечной борьбы, сопровождающейся вооруженными столкновениями, и, наконец, распространение коммунистических идей — правда, еще не в научной, а в утопической форме,— все это подрывало почву Июльской монархии и готовило революционный взрыв 1848 года. Сложившееся на развалинах феодализма капиталистическое общество породило во Франции новое искусство XIX века. Уже на рубеже XVIII—XIX веков формируется французский романтизм, в котором с особой остротой проявился отказ от эстетических представлений и художественных форм эпохи Просвещения и Революции. Во французском искусстве с предельной силой отразилась борьба двух идеологических направлений внутри романтизма. Консервативные писатели во главе с Шатобрианом отказываются от большой гражданственной проблематики, от традиций народно-героического искусства революционных лет. Они вступают на путь идеализации феодального прошлого, в их творчестве все сильнее начинают звучать религиозно-мистические мотивы. В литературу и театр проникают настроения пессимизма, неверия в жизнь, в прогрессивное общественное развитие. В борьбе с Шатобрианом, его единомышленниками и последователями складывается искусство прогрессивного романтизма. Насыщенное гневным протестующим пафосом, проникнутое верой в безграничные возможности и силы простого человека, это искусство утверждало идеалы, близкие утопическому социализму. Романтики прогрессивного лагеря (Сталь, Гюго и другие) выступили прямыми наследниками великих завоеваний XVIII века. В их произведениях звучала оптимистическая вера в будущее, они продолжили борьбу за освобождение человека от феодально-сословных и церковных оков. Но, несмотря на генетическую связь с искусством Просвещения, романтики, испытывая разочарование в результатах буржуазной революции, искали новые пути и формы воплощения своих идеалов. Именно поэтому такую роль сыграла в развитии французского искусства, и в том числе театра, теоретическая мысль прогрессивного романтизма. Во Франции, как нигде, сильны были традиции классицизма, особенно прочно державшиеся в театре. Поэтому борьба романтиков за новое искусство неизбежно превращалась в борьбу против классицизма и носила особенно ожесточенный характер.

Литературные и театральные бои, по существу, выходили за пределы искусства, приобретали политическое звучание. Премьеры драм Гюго—«Эрнани», «Король забавляется» и другие становились крупными событиями не только художественной, но и общественной жизни Франции. Своего наивысшего выражения борьба романтиков против обветшавших традиций классицизма достигает в канун революции 1830 года и завершается победой в первые годы Июльской монархии. Сложность идеологических коллизий эпохи Реставрации проявилась в том, что наряду с крепнущим романтическим направлением в 1820-е годы закладываются основы искусства критического реализма. Вместе с романтиками борясь против классицизма, первые великие художники-реалисты XIX века (Стендаль, Мериме) в то же время решительно полемизируют с основными положениями романтической эстетики. Опираясь на завоевания просветительского реализма XVIII века и используя ряд завоеваний романтической школы, они создают качественно новое реалистическое искусство.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!