Оппозиционные нотки
При всей идеологической вздорности этой концепции Скриб не призывает склониться перед роком. Певец буржуазного предпринимательства, он придает своим героям черты авантюризма, поучая зрителя, как нужно действовать, чтобы оседлать случай. «Талант вовсе не в том, чтобы выдумывать события, а чтоб уметь ими пользоваться!» — говорит Болингброк, и его уверенность в том, что энергия и воля помогут ему в нужную минуту найти песчинку, «которая перевернет колесницу победителя», — вносит в пьесу стремительную действенность, порождает веселую, оптимистическую настроенность. В «Стакане воды», точно так же как в «Бертране и Ратоне», есть элемент разоблачительности.
Образ безвольной, ничтожной королевы, ставшей игрушкой в руках умной фаворитки и ловкого политика, изображение продажности и лживости придворной аристократии — все это было отражением оппозиционных настроений, охвативших в эти годы широкие круги французской буржуазии. Эти оппозиционные нотки не переросли у Скриба в сатиру даже тогда, когда он в 1830-е годы создал ряд больших комедий и драм из современного быта. Чаще всего эти пьесы несли все ту же ограниченную, плоскую буржуазную мораль и апологетически воспевали буржуазный общественный строй. Но в некоторых пьесах Скриба появляется элемент критицизма по отношению к верхам буржуазного общества. Выразитель идеологии средней французской буржуазии, Скриб настороженно и неприязненно относился к финансовой олигархии, стоявшей у власти. Его пугали слишком откровенные формы спекуляции и денежного ажиотажа. Проповедник «золотой середины», он не раз советовал своим зрителям избегать заразы «золотой лихорадки», рисуя роковые последствия биржевой игры. В ранней комедии-водевиле «Шарлатанство» (1825), в одной из самых известных своих пьес «Товарищество, или Лестница славы» (1837), в комедии «Пуф» (1848) и т. д. Скриб, казалось бы, вопреки своей обычной манере обращается к острому идейному конфликту. Он сталкивает два мировоззрения — прямоту, честность, убежденность в том, что правда должна восторжествовать, — с идеологией «пуфа», то есть беспринципной рекламы, лжи, всеобщего лицемерия. На этом конфликте можно было бы раскрыть глубокие общественные противоречия буржуазного строя, развернуть картину напряженной идейной борьбы. Но Скриб тщательно избегает обобщений, и, затрагивая этот конфликт, он тут же фактически снимает его. Все эти пьесы строятся по очень четкой схеме. Добродетельный герой — врач, офицер, адвокат и т. д. — влюблен в наследницу большого состояния. Для заключения брака ему необходимо разбогатеть, стать депутатом, получить практику, то есть сделать карьеру. Он наивно полагает, что при наличии дарования и трудолюбия этого можно добиться честным путем, но вынужден убедиться, что вокруг него царит ложь и шарлатанство. Однако находятся друзья, помогающие благородному герою, и в финале пьесы он награждается тем или иным «доходным местом», рукой любимой девушки и богатым приданым. Обогащение и карьера в этих пьесах целиком определяют все устремления героев.
В «Лестнице славы» молодой талантливый адвокат Эдмон любит богатую наследницу Агату. Чтобы получить ее руку, он должен стать депутатом. Но группа бездарных ничтожеств, имеющих связи и держащих в руках прессу, преграждает ему дорогу. Все члены этого кружка карьеристов связаны договором взаимного продвижения. Честный герой бессилен пробить эту стену лжи, политической беспринципности, циничного карьеризма. Но, приблизившись к типическому конфликту, основанному на реальных жизненных обстоятельствах и столкновениях буржуазного общества, и создав ряд сатирических, правдивых зарисовок, Скриб тут же убирает с пути героя враждебные обстоятельства. Зарвавшиеся карьеристы терпят неудачу, герой, став депутатом, получает руку и состояние Агаты и вместе с автором остается в убеждении, что в буржуазном обществе всегда найдутся силы, которые помогут победе справедливости.