«Ошибки любви»
В 1793 году в связи с репрессиями правительства против демократических деятелей такие выступления стали уже невозможными. Холкрофт в числе других английских «якобинцев», как их тогда называли, был привлечен к суду по обвинению в государственной измене. Суд не решился вынести обвинительный приговор, и Холкрофт был оправдан. Однако откровенная декларация политических взглядов в литературе и театре на время оказалась для него невозможной. Холкрофт продолжал писать пьесы анонимно.
Так, без упоминания имени автора была поставлена в Ковент-Гардене комедия нравов «Ошибки любви» (1794), содержавшая традиционную любовную интригу, разыгрывающуюся в светской среде. Фраза из этой пьесы вызвала целую бурю в зрительном зале. Один из персонажей говорит о себе: «Меня воспитали для самой бесполезной и часто самой недостойной профессии — профессии джентльмена». Аристократическая часть публики, реакционно-настроенные зрители не без оснований увидели в этом отголоски революционной крамолы. Случай это» показателен для атмосферы, утвердившейся в английском театре в последние годы XVIII и первые годы XIX столетия. Продолжательницей традиций просветительской драматургии была также Элизабет Инчболд (1753—1821), много лет работавшая в театре в качестве актрисы и имевшая значительный успех. Ее драматические произведения были также преимущественно комедиями нравов с заметными чертами сентиментализма. Как и Холкрофт, Инчболд выступала в своих комедиях с критикой пороков дворянско-буржуазного общества, откровенно ставя своей целью пропаганду социальных реформ. Наибольший общественный резонанс имела ее пьеса «Такие вещи существуют» (1785), в которой изображается произвол властей в колониальных странах Востока. Прототипом героя пьесы, Хеуэлла, был Джон Ховард, англичанин-филантроп, поборник тюремной реформы в Англии и ее колониях. Действие происходит на Суматре, где герой пьесы борется против жестокого произвола туземного правителя, Султана, опирающегося на поддержку английских чиновников и резидентов.
В пьесе имеется также сатирическая линия. Писательница осмеивает лживый «идеал» английского джентльмена, обрисованный в известных письмах лорда Честерфильда своему сыну. В сатирически пародийном духе изображен тип такого «джентльмена» в лице мистера Твайнола. Ни Холкрофт, ни Инчболд не создали художественно полноценных произведений. Препятствием к этому были не только внешние препоны, чинимые цензурой, но и то, что они в основном следовали старым традиционным схемам построения драматического действия. Конфликты, рожденные новыми социальными условиями, сложившимися к концу XVIII и началу XIX века, не получили прямого отражения в их драматургии. В то время как Холкрофт и Инчболд пытались следовать традиции просветительской драмы, на английской сцене уже в конце XVIII века все чаще стали появляться пьесы, изображавшие всякого рода ужасы и тайны, — так называемые готические драмы. Драматургия такого рода была связана с готический романом. Все течение в целом представляло собой форму реакции на рационализм просветительской литературы. Мелодраматические пьесы о тайнах, кошмарах и ужасах, получившие значительное распространение в театре, представляли собой переход к романтической драматургии. Английские драматурги этого периода страстно увлекаются Гёте и Шиллером, воспринимая их, однако, весьма внешне и односторонне, главным образом как создателей «рыцарской», «средневековой» драмы. Поэтому «Гёц фон Берлихинген» Гёте содействовал появлению пьес о рыцарских временах, «Разбойники» Шиллера вызвали многочисленные варианты драм о соперничестве братьев. Сам Вальтер Скотт (1771—1832) способствовал этому театральному движению, создав в 1799 году прекрасный английский перевод «Гёца фон Берлихингена».