«Освобожденный Прометей»

Первое драматическое произведение Шелли, «Освобожденный Прометей» (1820), написано по мотивам известного древнегреческого мифа. Однако Шелли по-своему осмыслил этот миф, вложив в него современное содержание. Титан Прометей, восставший против богов Олимпа, выступает у Шелли как воплощение освободительных, революционных стремлений. Английский революционный романтик изображает в своей драме конечную победу Прометея. С Прометеем заодно все силы природы. Пантеист Шелли связывает социальное освобождение человечества с утверждением гармонии между человеком и природой. Демогоргон, фантастическое существо, символизирующее идею вечного развития и изменчивости жизни, свергает власть небесного тирана Зевса, после чего на земле устанавливается царство равенства и социальной справедливости. В лирической драме Шелли много черт, сближающих ее с античными трагедиями. Но это сходство идет не по линии внешних композиционных приемов; оно проявляется в грандиозных масштабах драмы, в ее титанических образах, сИмволических фигурах, в лиризме, столь близком по духу величественным трагедиям Эсхила. Однако в еще большей степени, чем лирические драмы Байрона, «Освобожденный Прометей» — драматическая поэма, главная художественная прелесть которой заключается во вдохновенных поэтических монологах персонажей и в хорах. Лирическая драма «Эллада» (1821) была откликом Шелли на провозглашение независимости Греции и начало национально-освободительной войны греческого народа против Турции. Образцом для автора опять явился Эсхил, на этот раз — его трагедия «Персы».

Драма лишена действия. События происходят за сценой. О них становится известно через посредство вестников, являющихся к султану Махмуду, чтобы сообщить о восстаниях, повсеместно вспыхивающих в его владениях.

Диалоги действующих лиц сопровождаются лирическими хорами, комментирующими события. Подобно Байрону и даже раньше него Шелли обратился в поисках драматических сюжетов к итальянской истории. В трагедии «Ченчи» (1819) он использовал старинную итальянскую хронику. В предисловии Шелли изложил те идейные и художественные принципы, которые определили характер драмы. Эта программа получила полное художественное осуществление в трагедии Шелли. «Ченчи» имеет в основе действия исключительно драматический сюжет. Граф Ченчи является страшным деспотом в своей собственной семье. Насквозь развращенный властью, стремясь удовлетворить свои низменные побуждения, он не останавливается ни перед какой жестокостью. Жертвой его чудовищного сладострастия становится собственная дочь Беатриче, над которой он хочет совершить насилие. Безграничный произвол графа Ченчи переполняет чашу терпения его близких. Беатриче решает покарать своего отца. Она нанимает убийц, которые закалывают графа. Раскрытие убийства влечет за собой осуждение Беатриче и других членов семьи. Власти и суд смотрят на это дело с точки зрения формальной. В поступке Беатриче, убившей своего отца, церковь и феодалы видят для себя угрозу неповиновения и мятежа, поэтому ее приговаривают к смерти, которую она мужественно встречает. Идейный смысл трагедии был весьма значительным. В начале своего творческого пути Шелли разделял социальную программу Годвина. Он сохранял верность просветительскому принципу пропаганды идей разума, что, по его мнению, должно было в конечном счете привести к перевоспитанию народа и, в свою очередь, к изменению социальных порядков. Под влиянием роста активности английских рабочих, выступивших в 1819 году против капиталистов и правительства, Шелли пересматривает просветительскую точку зрения на пути и средства переустройства общества: насилия, творимые угнетателями народа, побуждают его искать более действенных средств защиты прав грудящихся. Шелли приходит к выводу, что на насилие угнетателей следует ответить насилием. Это он выразил в своем революционном стихотворении «Песнь британцам», где призывал народ «ковать оружие себе на защиту».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!