Отрыв Макреди

Старательно приучая актеров к сценическому ансамблю, Макреди сам совершенно с ним не считался. Зрители замечали, что отношение Макреди к образам Отелло и Яго менялось в зависимости от того, какую из этих двух ролей он исполнял.

Если он выступал в заглавной роли, то Яго волею режиссера превращался в простого наперсника. В другом случае Отелло обращался в марионетку в руках Яго. Отрыв Макреди от большой современной общественной проблематики, консервативно буржуазные идейные позиции актера мешали его реалистическим исканиям, определили буржуазно-ограниченную сущность его реализма. К творчеству Макреди обращались представители самых разнообразных направлений в английском театре.

Во второй половине XIX века демократическое направление английском театре опиралось на реалистические достижения Макреди. Представители консервативного направления акцентировали все наиболее ограниченное в творчестве этого актера и режиссера. В деле утверждения реализма на английской сцене большая заслуга принадлежит известной комедийной актрисе и первой женщине-режиссеру в Англии — Элизе Вестрис (1797—1856). Исполнение комедии в английском театре начала XIX века приобрело подчеркнуто гротескные формы. Но если во времена Фильдинга гротеск имел большую социальную наполненность, отражая в парадоксальных формах противоречия современной жизни, то в начале следующего столетия гротеск обратился в самоцельное шутовство. Гротескная форма отрывала «спектакль от современности, делала его комизм вневременным.

Старательно подчеркивалось все грубое, рассчитанное на потакание низменным «вкусам. В комическом жанре закрепились стандартные комические типы-маски моряка, фермера, старика, ирландца, иностранца и т. д. , утвердились комические штампы, процветало бессмысленное трюкачество. Ведущие актеры-комики начала XIX века Джозеф Мендон (1758—1832) и выступавший с ним Джон Фосит (1769—1837), а также Джон Листон (1776— 1846) и Вильям Фаррен (1786—1861) были, по существу, не актерами литературной комедии, а клоунами, — но их творчество служило образцом для большинства комических актеров. Чрезвычайно интересное описание облика комического актера в роли фата принадлежит драматургу Робертсону: «Поедставьте себе шумного и крикливого субъекта в зеленом сюртуке с медными пуговицами, в лосинах и сапогах или же в синем фраке, белом жилете и панталонах цвета соломы, всегда громко разговаривающего, хлопающего вас по спине, хохочущего через каждые пять минут, прыгающего через столы и стулья, обращающегося с речью к толпе из окна вашей гостиной, падающего на колени перед вашей дочерью или женой, а то и перед обеими, целующего вашу служанку, берущего у вас в долг все ваши наличные деньги и представляющего вашей семье полицейского в качестве вашего старого школьного товарища, — и вы сможете судить о том, какого скота драматурги прошлого столетия навязывали зрителю как совершенный тип джентльмена». Комедийный образ, который за столетие или два до того имел реальные прототипы, оказывался теперь настолько удаленным от современности, что ни о каком социальном содержании роли не могло быть и речи. Лишь отдельные актеры комедии сохранили традиции Гаррика. Среди них можно назвать Доротею Джордан (1761 — 1816), выступавшую, подобно Вестрис, в ролях травести и, по словам известного критика Ли Гента, соединявшую большую комическую силу с серьезным чувством, и Джона Беннистера (1760—1836), в творчестве которого реалистические черты были наиболее сильны. Второе поколение комических актеров — носителей традиций Гаррика — было представлено Вильямом Эллистоном (1774— 1831) и Чарльзом Мэтьюсом-старшим (1776—1835).

Первый из них, известный театральный деятель, получил высокую оценку современников, считавших, что по искусству «универсального подражания» и естественности он приближается к Гаррику. В творчестве Мэтьюса также сильны были реалистические тенденции, которые он, правда, утратил к концу своей сценической деятельности.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!