Памфлет Бершё имел огромный успех

С позицией романтиков стали связываться все наиболее заветные политические и общественные чаяния, которыми жила передовая ломбардская буржуазия. Патриотизм, который был обозначением прогрессивных стремлений итальянского общества, стал почти точным синонимом романтического направления в литературе и театре. Австрийская администрация почуяла опасность и поначалу пыталась бороться литературными средствами. На казенный счет основывались журналы, которые пропагандировали классицизм и старались доказывать пустоту и беспочвенность романтических течений. В ответ» на атаку оплаченных австрийской казной журналистов ломбардские либералы добились разрешения на издание собственного журнала. Это был знаменитый «Кончильяторе» («Примиритель»), кратковременное существование которого было моментом величайшей славы итальянской журналистики. Его называли «голубым листком» по цвету бумаги, на которой он печатался.

Первый номер журнала вышел 3 сентября 1818 года, последний—17 октября 1819 года. Название «Кончильяторе» было в значительной степени программным. Цель журнала — сплотить, примирить всех, кто является искренним другом истины и хочет содействовать величию Италии (так разъяснял суть названия редактор журнала Сильвио Пеллико в письме к Уго Фосколо). И действительно, журнал сплотил революционно-буржуазные круги. Объединились вокруг журнала и разрозненные до того времени группы миланских романтиков. Недаром журнал выходил под пышным латинским лозунгом «Rerum concordia discors» («Согласие разных голосов»). Его сотрудниками были либеральные аристократы граф Федерико Конфалоньери и граф Луиджи Порро, субсидировавшие издание, и представители буржуазно-интеллигентских кругов — поэт и фольклорист Бершё, философ Романьози, Пеллико, Борсьери, поэт и драматургНикколини, острый критик и полемист Висконти, известный швейцарский экономист и историк литературы де Сисмонди и многие другие. Большинство из них, члены тайных карбонарских обществ, впоследствии были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Издание журнала задумывалось по самой широкой программе. Он должен был явиться «общественно-политическим и литературным» журналом в современном понимании этого термина. Возрождение гражданского самосознания итальянцев было его главной целью. Эта цель очень четко изложена в программной статье первого номера журнала, написанной Пьетро Борсьери. Борсьери выражал здесь надежду, что журнал «станет органом всех сторонников разума». Под «разумом» и понималась широкая программа духовного, культурного и гражданского перевоспитания нации. На том этапе, когда о политическом объединении страны не могло быть и речи — и кончильяторцы это отлично понимали,— важно было воспитать в своих соотечественниках моральное сознание своей общности, общности исторической и культурной.

Именно в этой связи и следует понимать обилие статей и рецензий на книги, посвященные прошлому Италии. Важной стороной деятельности журнала было освещение новинок в области науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины. Эта просветительная сторона деятельности «Кончильяторе» была направлена на приобщение широких читательских кругов отсталой тогда Италии к уровню современных знаний. Однако даже эти невинные на первый взгляд материалы пронизывала мысль о том, что блага цивилизации могут быть обретены только в свободном, независимом государстве. Материалы, посвященные литературе и театру, занимали в журнале центральное место. Тут были и развернутые теоретические статьи, утверждающие новые романтические принципы литературы и театра, и многочисленные частные работы об отдельных писателях и произведениях. Целью этой второй категории материалов было отыскание убедительной генеалогии романтизма, подтверждающей правоту выдвигаемых романтических принципов. Для доказательства своей правоты кончильяторцы постоянно ссылаются на художественную практику Шекспира, а из писателей более близкого времени — на Гёте, Шиллера, Байрона и Мари-Жозефа Шенье.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!