Патриот и республиканец

Самой характерной особенностью этого революционного новаторства был политически осознанный подход к образу, политическая оценка актером исполняемой роли. Типично в этом смысле творчество Ж. Б. Дюгазона (1743— 1809).

Патриот и республиканец, боровшийся вместе с Тальма против театральной реакции, он вступил в национальную гвардию и одновременно продолжал вести интенсивную театральную работу, выступая не только в качестве актера, но и в качестве одного из создателей революционно-сатирической драматургии. В резко шаржированной, издевательски заостренной манере играл он сатирические образы трусливых обывателей, маркизов, попов. Исполняя роли папы римского в фарсе «Страшный суд над королями» и приспособленца и соглашателя Модерантена («умеренного») в собственной пьесе, Дюгазон выступал как великолепный мастер революционной карикатуры, любимец широких масс зрителя. Не менее характерно и творчество Ж. -М. Монвеля (1745— 1812). Автор «Монастырских жертв» был не только борцом против клерикальной реакции, но и страстным проповедником культа разума. Трагический актер, дебютировавший в театре Французской Комедии еще в 1771 году, он в 1781 году уехал в Швецию, откуда вернулся лишь незадолго до революции.

Вступив в труппу театра Республики, Монвель делил с Тальма роли высокого героического плана. «Трагический резонер»,1 он в приподнято благородной манере исполнял роли Кая Гракха, Фенелона, Жана Каласа, Старца-изгнанника в «Страшном суде над королями» и другие. Революционная тенденциозность стала основой творческого метода актеров и критерием восприятия зрителями актерского искусства. Крупнейшим актером периода буржуазной революции и Империи был Франсуа-Жозеф Тальма (1763—1826). Он прошел долгий и сложный творческий путь. Тальма был величайшим актером революционного классицизма, воплотившим с огромной художественной силой его героический призыв, его патриотический гражданственный пафос. После революции он прошел торной дорогой буржуазного классицизма периода Империи, и на его искусстве тяжело отразились консервативно-монархическая идейность, помпезная декоративность и внутренняя опустошенность ампира. Но гуманистическая устремленность, присущая творчеству Тальма, помогла ему преодолеть ограниченность официального искусства и вырасти в художника, глубоко раскрывшего на сцене страдания и борьбу благородных борцов за высокую человеческую мораль. Отец Тальма был зубным врачом. Он переехал в Лондон, когда сын его был еще ребенком. Тальма учился сначала в парижском пансионе, где впервые выступил в школьном спектакле, потом в коллеже. Вернувшись в Лондон, он изучил профессию своего отца. Но молодого дантиста все больше тянуло к искусству, к театру.

Выступая в любительских спектаклях, Тальма постепенно овладевал сценическим мастерством. Воспитанный на просветительских идеях, он уже в юности воспринял антифеодальные и антиабсолютистские настроения, стремление к пересмотру всех казавшихся незыблемыми установлений. В его творческом воспитании сыграло немалую роль пребывание в Англии. Читая Шекспира в подлиннике и длительно наблюдая английский театр, еще не растерявший традиции великого актера-просветителя Гаррика, который недавно (1776) покинул сцену, Тальма усвоил новаторские стремления и скептическое отношение к классицистской догме. Переехав в Париж, Тальма в 1786 году поступил в недавно основанную Королевскую школу декламации и пения и в конце 1787 года дебютировал в театре Французской Комедии. В первые годы работа в театре не принесла молодому актеру творческих успехов. Ему был присущ беспокойный дух исканий, стремление к пересмотру обветшалых традиций, а в театре Французской Комедии он столкнулся с художественной рутиной и политическим консерватизмом. Дружба с художником Давидом помогла оформиться идейно-художественным устремлениям Тальма; Его увлекал героический дух античных преданий; он многие часы проводил в Лувре, изучая античную скульптуру, и мечтал. воспроизвести на сцене строгую и величественную простоту античного искусства.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!