Патриотические песни хора
Пьеса начинается с большой сцены народного празднества в честь перемирия, последовавшего за разгромом врага. Патриотические песни хора и танцы вокруг дерева Свободы завершаются веселыми куплетами крестьян. Но раздается звук трубы, и молодые люди бросаются к оружию. Трагической скорбью полны песни женщин, провожающих бойцов и ожидающих результатов сражения. Но вот враги побеждены, ликующий народ славит победу и призывает Свободу спуститься с небес. Аллегорическая фигура Свободы, окруженная гениями искусства и изобилия, спускается на облаке, за ней выходят в национальных костюмах представители различных наций. На фоне знамен и трофейного оружия, в окружении всех народов мира Свобода обещает навсегда остаться во Франции и повести за собой все нации. Торжественным гимном во славу родины и свободы и призывом продолжать битву за освобождение всех народов мира заканчивается этот апофеоз, с большой силой поэтического обобщения выразивший настроения 1793—1794 годов.
В творчестве Шенье нашли яркое проявление новаторские черты революционного искусства, по существу, разрушающие классицизм. Но традиционная форма классицистской трагедии еще держалась, потому что величавая торжественность ее стиля соответствовала задаче создания монументально приподнятого, обобщенного искусства, утверждающего в сознании зрителей задачи революции, и поднимала его до уровня высочайшего общечеловеческого дела. Но традициями классицизма отнюдь не исчерпывались искания революционной драматургии и театра. Они опирались и на опыт демократического театра ярмарок и бульваров, на опыт мещанской драмы, пантомимы, комической оперы и пронизывали их теми же революционно — «руссоистскими» мотивами. Одновременно с развитием трагедии революционного классицизма формируется жанр мелодрамы, так же как и трагедия, тесно связанный с жанрами просветительской литературы XVIII века. Генеалогия мелодрамы восходит помимо буржуазной драмы к различным жанрам бульварных театров, главным образом к комическои опере и пантомиме. Близко соседствуя на сценах демократических театров Парижа, жанры эти взаимно оплодотворяли друг друга.
Появившиеся накануне революции жанры мещанской комической оперы и мещанской мелодрамы (то есть музыкальной драмы) уже во многом предвещали будущую мелодраму своей сентиментальной патетикой. Значительную роль в формировании этого жанра сыграла и героическая пантомима с ее эффектной зрелищностью, историческими легендарными сюжетами, фабульной занимательностью. Широко используя музыку, нередко заменяющую запретное для бульварных театров слово, привлекая все средства постановочной техники, героическая пантомима вскоре получает новое название — «зрелищная мелодрама». В применении к жанру драматического театра термин «мелодрама» появился позднее, в период Директории, когда мелодрама, утеряв свое революционное содержание, стремилась восполнить его разнообразными средствами, бьющими по нервам и воображению зрителей, в том числе и введением музыки, усиливающей ощущение тревоги и ужаса. Ранняя, революционная, мелодрама была настолько насыщена пафосом обличения старого режима, что она не нуждалась ни в каких усилителях эмоционального воздействия. Она черпала свои сценические эффекты из развернутого показа преступлений свергнутого строя и страстного негодования против несправедливости. Мелодрама периода революции, по существу, может быть названа социальной драмой. В этом жанре нашли воплощение многие требования, которые предъявляли к драматургии Дидро, Оеден, Мерсье, Бомарше и которые разделял и Робеспьер. За три года до революции тогда еще молодой адвокат и журналист Робеспьер в одной из своих статей издевался над ретивыми сторонниками узаконенных классицистских жанров — трагедии и комедии. Будущий вождь якобинцев потребовал показа в драме близких к зрителю обыденных героев, действия, похожего на жизнь, напряженной эмоциональности, острого интереса, поражающего по силе поучения.