Передовые деятели русского театра

Драматургия Гюго сыграла большую роль в развитии не только французского, но всего европейского театра XIX века. Она проникла также на русскую сцену. В царской России пьесы Гюго долгое время оставались под цензурным запретом. Передовые деятели русского театра второй половины XIX века боролись за постановку пьес Гюго в России. Крупнейшие мастера русского театра — А. И. Южин-Сумбатов, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, Ю. М. Юрьев — создавали на материале драматургии Гюго образы, полные гражданского пафоса и протеста против общественной несправедливости, образы, отвечавшие потребностям демократических слоев русского общества. Поэтическая драма Гюго оплодотворила музыкальный театр. Для развития европейского театра большое значение имели инсценировки его романов. За последние десятилетия ряд его произведений был экранизирован. Пьесы Гюго живут и сегодня на сценах французского и мирового театра. К ним постоянно обращается многонациональный советский театр.

Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека… Он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию»Подлинный гуманист, Гюго остался жить в памяти народа как символ гражданского мужества и высокого патриотизма. Одновременно с прогрессивным романтизмом во французском искусстве 1820—1830-х годов продолжают жить и традиции аристократического романтизма, родоначальником которого был Шатобриан. Крупнейшим представителем этого направления был Альфред де Виньи (1797—1863). Происходя из старинного феодального рода, члены которого активно боролись против французской революции конца XVIII века, Виньи с пятнадцатилетнего возраста вступил в армию Бурбонов и в течение четырнадцати лет находился на военной службе. Незадолго до Июльской революции он вышел в отставку. С первых же его поэтических выступлений, которые привлекли широкое внимание и сделали Виньи одним из виднейших представителей романтической школы, стало ясно, что во французскую литературу вступил большой, сложный, мятущийся художник. Не принимая революции, с отвращением отвергая буржуазную действительность, но вместе с тем не веря в возможность возвращения феодального строя и не видя спасения в религии, Виньи рано пришел к скептическому и пессимистическому мировоззрению, характерному для некоторой части художественной интеллигенции Франции. Мрачное восприятие жизни, ощущение надвигающейся катастрофы наложили на все его творчество печать безысходности. Он видел красоту мира и умел воссоздавать ее чувственное очарование, ее красочное многообразие. Но тем острее звучал в его поэзии мотив трагической обреченности человека. Неприятие современности уводило его к мифологическим, библейским, античным сюжетам. Он создавал титанические образы Моисея, Иевфая и других, рисуя их полными гордого величия, огромной внутренней мощи и как бы противопоставляя их измельчанию личности современного человека. Но это воспевание мужества, воли, силы героев сочеталось у Виньи с предчувствием их неизбежной гибели. В начале 1820-х годов Виньи поддерживал тесные дружеские связи с первым кружком романтиков и молодым Гюго. Но по мере политической радикализации Гюго пути обоих поэтов разошлись, что ясно обозначилось уже в середине 1820-х годов. В тот момент, когда Гюго выступил как вождь прогрессивного романтизма, Виньи опубликовал исторический роман «Сен-Марс» (1826), сделавший его главою консервативной французской литературы этих лет. Виньи открыто выступил против французской буржуазной исторической науки, отрицая прогрессивность исторического развития и идеализируя феодальное прошлое. Но в отличие от более ранних реакционных романтиков Виньи не верит в возможность возрождения феодально-абсолютистской Франции. В центре романа, действие которого развивается в середине XVII века, Виньи ставит молодого аристократа Сен-Марса, самоотверженно борющегося за укрепление феодальной монархии.

Однако в процессе этой борьбы он переживает полное крушение своих иллюзий и приходит к выводу о невозможности что-либо изменить в ходе исторического развития.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!