Первые опыты Шенье

Поставленные в театре Французской Комедии комедия в стихах «Эдгар, или Мнимый паж» (1785) и трагедия «Аземира» (1786) потерпели провал, а написанная накануне революции трагедия «Карл IX» была запрещена цензурой. Творчество Шенье получило признание только в годы революции. С первых дней революции Шенье вступил на путь активной политической деятельности. Его политические взгляды эволюционировали и менялись на разных этапах революции. Начав с позиций либерального конституционализма, он примкнул затем к правому крылу якобинства. Этот буржуазный революционер ясно понимал, что без участия широких плебейских масс революция победить не может. Страстный патриот, обличитель монархии и фанатизма, Шенье превратил свое творчество в политическое оружие огромной силы и нес это оружие народу. Но развитие революции обогнало Шенье.

Неприятие политики якобинского террора, призывы к терпимости и абстрактной гуманности, настойчиво начинавшие звучать в его произведениях 1792—1794 годов, были характерным проявлением буржуазно-революционной идеологии. Как и весь класс буржуазии, Шенье оказался неспособным идти по пути демократического развития революции дальше, чем этого требовали непосредственные интересы буржуазии. Компромиссные позиции Шенье подготовили его измену якобинству после падения Робеспьера. Позднее этот поэт и драматург революции принял, хотя и с оговорками, буржуазный правопорядок, установленный Наполеоном. В год коронации Наполеона (1804) он написал трагедию «Кир», прославлявшую императора как спасителя Франции. И Наполеон отметил наградами и почетным положением заслуги бывшего певца революции. Но Шенье как художник после революции фактически перестал существовать. Его поздние трагедии лишены идейной убедительности и художественной силы. Однако даже их умеренный «вольтерьянский» дух оказался неприемлемым в условиях нового общественного строя. Трагедию Шенье «Тиверий» запретил лично Наполеон, которому Тальма прочел ее. За написание сатиры «Послание к Вольтеру», в которой Шенье защищал свободу мысли, он был отстранен от должности инспектора по просвещению. И все же Наполеон назначил стареющему поэту пенсию, справедливо не видя в нем серьезного идейного противника. Эволюция политических взглядов Мари-Жозефа Шенье была чрезвычайно характерна для многих представителей буржуазно-революционной художественной интеллигенции. Путь от якобинства к бонапартизму был пройден с некоторыми индивидуальными отклонениями и крупнейшим художником французской буржуазной революции Луи Давидом и величайшим представителем революционного актерского искусства Франсуа-Жозефом Тальма. И все же, несмотря на непродолжительность и огражденность революционных устремлений этих художников, они в годы подъема волны народной революции шли в ногу с народом. Драматургия Мари-Жозефа Шенье сыграла определяющую роль для становления стиля, тематики, репертуара и даже актерского искусства французского революционного театра. Первое же произведение Шенье, попавшее на сцену после революции, послужило поводом для острых политических столкновений, в которые оказались втянутыми не только актеры, но и зрители. Речь идет о знаменитых в истории французского театра боях вокруг постановки трагедии «Карл IX». После начала революции в течение некоторого времени продолжала действовать королевская цензура, и пьеса Шенье оставалась под запретам.

Группа монархически настроенных актеров театра Французской Комедии с неприкрытым презрением относилась к революционному репертуару и к плебейскому зрителю. Они решительно отказались от «Карла IX». Тогда Шенье апеллировал к массам. Он писал статьи и обратился с петицией в Национальное собрание. Часть актеров настойчиво требовала постановки пьесы. Слухи расползлись по городу, театральный эпизод превращался в событие политической значимости. На спектакле 19 сентября 1789 года произошло открытое выступление в защиту «Карла IX». И зрители добились своего — 4 ноября 1789 года трагедия была поставлена. Премьера ее прошла в атмосфере энтузиазма, имевшего подчеркнуто политический характер.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!