Первые творческие шаги Гюго

Первые творческие шаги Гюго были определены средой, окружавшей его в детстве и в юности. Поэт рос в условиях наполеоновской империи, в обстановке напряженной политической борьбы. Он был сыном простого ремесленника, дослужившегося в наполеоновской армии до чина генерала. Мать же его, дочь крупного судовладельца, была убежденной католичкой и роялисткой. Родители Гюго разошлись. Воспитанный матерью, Гюго в ранней юности испытал на себе влияние консервативных идей (он начал свой путь поэта с четырнадцати лет). Для первых литературных произведений Гюго характерны роялистские настроения и защита классицистских принципов в искусстве. В середине 1820-х годов, в период реставрации Бурбонов и в связи с нарастанием общенационального протеста против реакционного феодального режима, Гюго порывает с роялистскими идеями и встает во главе прогрессивного, демократического крыла французских романтиков, творчество которых было на-правлено на расшатывание идеологических устоев режима Карла X. Увлеченный идеями формирующегося в эту пору утопического социализма, Гюго гневно обрушивается на господствующие условия общественной жизни, выступает против чудовищных социальных контрастов богатства и нищеты, мечтает о счастливой, свободной жизни, о полноценном развитии человеческой личности, о торжестве добра.

С самого начала своего творчества Гюго обращается к разработке драматических жанров, переходя от увлечения классицистской трагедией («Иртамена», «Ателия, или Скандинавы») к «плебейскому» жанру мелодрамы. В 1827 году Гюго, уже завоевавший известность поэта и романиста, создает драму «Кромвель». Предисловие к этой драме стало программным документом всего прогрессивного крыла романтиков и сделало Гюго теоретиком и вождем романтической школы. Огромная популярность предисловия к «Кромвелю», сразу вызвавшего бурные дискуссии и восторженные отклики, объясняется тем, что Гюго удалось выразить в своей эстетической программе настроения широких демократических общественных кругов. Провозглашенное Гюго требование эстетического раскрепощения было воспринято и как политический вызов режиму Реставрации. Вслед за Гизо и Стендалем Гюго ставит вопрос о необходимости создания нового искусства, которое отвечало бы требованиям эпохи. Он все время подчеркивает, что традиции феодальной, дореволюционной Франции не могут сегодня удовлетворить общество. Дерзким выступлением против реставраторских устремлений Бурбонов прозвучало и восхваление Наполеона, и напоминание о казни Карла I и Людовика XVI, и пронизывающая весь трактат защита свободы мысли, заставляющая Гюго гневно протестовать против свирепствовавшей реакционной цензуры. С этих позиций Гюго обрушивается и на классицизм, видя в нем воплощение старого, разбитого революцией мира, и призывает ударить «молотом по теориям, поэтикам и системам». «Единство времени не более обосновано, чем единство места», — утверждает Гюго, возмущенно протестуя против того, чтобы богатое разнообразие внешнего мира, полного драматизма и острых противоречий, «мерить все одной и той же мерой». Холодный разум классицизма догматически уродует жизнь, убивает главный источник искусства — воображение. Слепое следование признанным авторитетам и образцам неизбежно приводит к искусственности, к забвению главного — верности природе. Художник, зажатый в «клетку единств», заменяет живые сцены рассказами, картины — описаниями и вынужден все действие драмы переносить за кулисы. В своей беспощадной критике рутинного искусства классицизма Гюго руководствуется важнейшим незыблемым для него положением — зависимостью искусства от окружающего его мира.

Продолжая развивать мысли, высказанные Сталь, Гюго выражает абсолютную веру в прогресс, в непрерывное поступательное движение цивилизации. Правда, в пылу полемики он противоречит самому себе, отрицая исторически прогрессивное значение классицизма XVII века. Но весь пафос предисловия направлен на утверждение соответствия искусства на каждом этапе его развития современным общественным явлениям.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!