Пьеса чрезвычайно типична

Герой его комедии «Выздоровевший от дворянской спеси» (1791) — маркиз, тяжело заболевший накануне созыва Генеральных штатов и по требованию врача натри месяца полностью изолированный от жизни. Он приходит в себя уже после взятия Бастилии. Комизм пьесы строится на непрерывных столкновениях этого обломка старого режима с новой революционной действительностью. Ему кажется, что все сошли с ума. Лакеи не носят ливрей и не подчиняются самодурству. Дочь собирается выйти замуж за молодого купца и объясняет отцу, что склонность сердец важнее сословных различий. В ярости он угрожает дочери Бастилией, но выясняется, что Бастилии уже не существует, и т. д. Маркизу приходится постепенно осознать все происшедшее и приспособиться к нему.

Он кается в своих феодально-сословных заблуждениях и подчиняется новому порядку. Пьеса эта чрезвычайно типична и для самого Фабра д’Эглантина и для либерально-примиренческой тенденции драматургии первого этапа. Маркизы, нацепляющие национальные кокарды и обнимающиеся с крестьянами, стали героями многих комедий. Широкое отражение в комедии нашла и тема «доброго короля», отстраняющего злобных министров, лишающего дворян феодальных привилегий и раскрепощающего крестьян (например, комедия Беффруа де Рейньи, писавшего под псевдонимом Кузена Жака, «Никодем на луне, или Мирная революция», 1791). Но не только прямая политическая злободневность стала содержанием комедии. Проблемы морали, вопрос о духовном облике человека революционной эпохи занимали существенное место в репертуаре. И здесь пионером выступил Фабр д’Эглантин. Его пьеса «Филинт Мольера, или Продолжение «Мизантропа» (1790) была одной из первых комедий революционного театра. Она характерна для репертуара революционного периода прежде всего своим подчеркнутым руссоизмом. Своеобразная задача, решаемая в ней автором, — продолжить знаменитую комедию Мольера и довести ее образы до революционно-демократического звучания — была подсказана Руссо в его знаменитом «Письме к Даламберу».

Упрекая Мольера в том, что он заставил своего положительного героя Альцеста яростно ополчаться против мелких, несущественных пороков, Руссо, в сущности, разработал план новой пьесы, требуя, чтобы Альцест выступил последовательным борцом против общественного зла, а Филинт до конца выявил свою соглашательскую сущность. Именно эту программу и пытался выполнить Фабр д’Эглантин. В его пьесе противопоставлены два характера: страстного защитника всех обиженных и угнетенных, равнодушного к собственному благу Альцеста и эгоиста Филинта, пекущегося только о собственном благополучии. Пьеса превращалась тем самым в дискуссию о моральном облике и общественном поведении человека. Это и привлекло к ней интерес зрителя. Комедия Фабра д’Эглантина заняла значительное место в революционном репертуаре, так как в ней поднимались важнейшие вопросы — о новом социальном характере личности, о герое — носителе демократического сознания, о типе общественного и Деятельного человека. Жанр классицистской комедии характеров, абстрагируя этого героя, не уточняя его социальной принадлежности, позволял, однако, поднять проблематику пьесы до степени философского обобщения. Но либерально-примиренческая или философско-моральная проблематика постепенно вытеснялась с подмостков театра. Чем ближе к 1793 году, тем более острой и политически насыщенной становилась сатира, тем больше освобождалась комедия от идей политического соглашательства.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!