Пьеса Теодора Баррьера и Ламбера Тибу

Драма Дюма была воспринята реакционными буржуазными кругами как «апофеоз порока». Против «Дамы с камелиями» выступили критик Жюль Жанен и драматурги Ожье, Баррьер и Тибу со своими пьесами, полемизировавшими с Дюма. Ожье в пьесе «Замужество Олимпы» (1855) показывает опасность, угрожающую буржуазному обществу: он обличает порочных женщин с запятнанной репутацией, проникающих в среду честных людей и способствующих падению их нравственности. Герой пьесы, наивный молодой человек, увлекается хищной авантюристкой, разыгрывающей перед ним роль раскаявшейся грешницы, желая стать его женой. «Он вообразил себя Дидье, а меня Марьон Делорм, понимаешь? Я, разумеется, тотчас же попала ему в тон и разыграла свою роль как нельзя лучше»,— цинично говорит Олимпа. Положительный герой пьесы Ожье прямо указывает на опасность идеализации и введения в литературу образов падших женщин: «Конек нашего времени — восстановление падших женщин… погибших, как теперь говорят; наши поэты, романисты, драматурги наполняют молодые головы горячечным бредом искупления путем любви… чем эти женщины ловко пользуются… »В 1853 году появилась пьеса Теодора Баррьера и Ламбера Тибу «Мраморные девицы», в которой авторы, почти целиком следуя сюжету «Дамы с камелиями», освобождают его от сентиментальной идеализации падших женщин. Жадная, бессердечная авантюристка Марго обольщает молодого художника Рафаэля, уезжает с ним в деревню и через две недели уходит от своего разорившегося любовника к богатому графу; Рафаэль в отчаянии выпивает яд. Комедия «Полусвет» (1855) была своего рода ответом Дюма критикам «Дамы с камелиями», которые обвиняли его в том, что, превознося добродетель «падшей женщины», он осудил жестокость света. В новой пьесе Дюма выводит иной образ женщины с темным прошлым.

 

Маргарита Готье вызывает симпатию потому, что ей доступны высокие чувства любви и самопожертвования, потому что она преклоняется перед моральными законами общества, которое ее отвергает. Главное лицо «Полусвета» Сюзанна дАнж — авантюристка, не признающая никаких нравственных норм. Если Маргарита из самых благородных побуждений отказывается от счастья с любимым человеком, принадлежащим к «свету», то Сюзанна стремится проникнуть в светские круги, для чего пытается обмануть честного и доверчивого Раймонда де Нанжака и, скрыв свое прошлое, стать его женой. Представитель мнения «света» Оливье де Жален, сам ранее находившийся в связи с Сюзанной, желая спасти своего друга Раймонда, раскрывает перед ним ее темное прошлое и ее подлинные цели. Разоблаченная авантюристка покидает Париж. Жален женится на полюбившей его добродетельной Марселле, которая, живя в «полусвете», осталась, однако, честной девушкой. Дюма в этой пьесе дает изображение нравов одной из прослоек буржуазно-аристократического общества, которая, с легкой руки автора, получила название «полусвета». Это круг людей, на первый взгляд ничем не отличающийся от «света», то есть верхушки общества. Но это только «полусвет», в котором обитают люди, запятнавшие себя какими-либо проступками против чести и честности, утратившие представление о добре и руководствующиеся только жаждой наживы и циничным расчетом. «Полусвет» — это типичный образец дидактической пьесы Дюма.

Драматургические особенности комедии характерны для художественной структуры его пьес. Идейную основу «Полусвета» составляет тезис, утверждающий, что между добродетелью и пороком, между светом и полусветом лежит непреодолимая грань. Эта мысль, точно и ясно сформулированная в высказываниях положительного героя, доказывается всей системой образов, всем развитием действия. Сюжет пьесы — это стройная система аргументированных доказательств, раскрывающихся в соответствующих сценических ситуациях, а главным образом в диалогах действующих лиц, которая и ведет к логически подготовленному финалу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!