Пьесы Джорджа Кольмана-младшего
Наряду с мелодрамами, романтическими и историческими трагедиями, как всегда, значительное место в английском репертуаре занимали комедии и фарсы, число которых было очень велико. Но по сравнению с предшествующим периодом, отмеченным блестящим развитием просветительской реалистической комедии, в эпоху романтизма наблюдается глубокий упадок комедии. Лишь пьесы Джорджа Кольмана-младшего (1762— 1836), продолжавшего в известной мере традиции сатирической комедии XVIII века («Законный наследник», 1797; «Джон Булль», 1803), несколько возвышались над общим уровнем посредственности. В начале XIX века была сделана попытка создать романтическую комедию, наподобие английской комедии эпохи Возрождения. В таком направлении работал Джон Тобин (1770— 1804). В комедии «Медовый месяц» (1805) он откровенно использовал сюжетные мотивы «Укрощения строптивой», позаимствовав также кое-что из «Двенадцатой ночи» и комедий Флетчера. Здесь, как и в комедиях «Урок авторам» (1808) и «Стол для игры в фараон, или Опекуны» (1816), Тобин стремился к сочетанию юмора с романтикой.
Однако эпигонский, подражательный характер его комедий был слишком очевиден, чтобы оказать серьезное воздействие на развитие жанра. Кризис комедийного творчества был отмечен современниками. На исходе первой половины столетия один из популярных английских юмористов Дж. А. Э. Беккет в своем фарсе «Сцены из отвергнутых комедий» (1844) писал, что «совершенно вымершей породой являются авторы пятиактных комедий, имеющих успех». Высшие образцы поэтической драмы начала XIX века были созданы в Англии писателями, принадлежавшими к революционному течению в романтизме или близкими к нему прогрессивными деятелями литературы. Поэзия Байрона и Шелли, явившаяся вершиной прогрессивного романтизма не только в Англии, но и во всей Европе, выросла в теснейшей связи с наиболее передовыми демократическими движениями эпохи. Байрон и Шелли отразили в своем творчестве борьбу масс за свои социальные и национальные права (восстание луддитов, манчестерские волнения 1819 года), национально-освободительное движение в Ирландии, борьбу испанского народа против напо-леоновского владычества, движение карбонариев в Италии, стремившихся сбросить австрийское иго и объединить свою раздробленную родину, войну греческого народа за освобождение изпод турецкого деспотизма.
Джордж Гордон Байрон (1788—1824), выходец из старинной аристократической семьи, с юных лет проникся духом вражды к господствующему в Англии аристократическому и буржуазному обществу. Воспитанный на идеалах просветителей XVIII века, он не мог примириться с той политической и идеологической реакцией, которая восторжествовала в Англии в начале XIX столетия. Уже в одном из первых своих произведений, в сатире «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), Байрон решительно выступил против реакционного романтизма. Коснулся он здесь также драмы и театра. Наряду с пошлыми фарсами возмущение Байрона вызывает романтическая мелодрама и трагедия, в которой «тьма чудес взор робкий удивит». Насмешку сатирика вызывают готические «прйзраки Льюиса» и тому подобная чертовщина. Единственные драматурги, о которых Байрон говорит с симпатией, — это продолжатели традиций просветительской драмы XVIII века: Джордж Кольман-младший, Кемберленд, Шеридан. Он обращается к ним с призывом возродить драму как народное искусство, утверждающее передовые общественные идеалы:Под «германской школой» Байрон подразумевает Коцебу, переводы и переделки пьес которого заполнили в начале века английскую сцену, а также псевдоромантических подражателей Шиллера и Гёте, создателей рыцарских трагедий, драм кровавой мести и т. п. , совершенно чуждых оригиналам, которым они подражали.
Байрон требует, чтобы искусство служило общественным целям, разоблачало социальные пороки и утверждало передовые идеалы. Взгляды Байрона на драму и театр получили свое дальнейшее выражение в поэме «На тему из Горация» (1812). Поэт и здесь констатирует общий упадок драмы, считая одной из важнейших причин деградации театра закон о театральной цензуре. Он полемизирует с ханжами, утверждающими, будто театры развращают нравы, осмеивает мелодраматические эффекты современных писателей.