По мотивам «Зимней сказки» Шекспира
Осуждение революционного насилия сопровождается в трагедии Кольриджа утверждением христианского милосердия. В идейном отношении это произведение перекликается с известной поэмой Кольриджа «Баллада о старом моряке», написанной одновременно с первым вариантом трагедии. Сходными идеями пронизана также драматическая поэма Кольриджа «Заполия» (1817), созданная по мотивам «Зимней сказки» Шекспира. Вордсворт и Кольридж сохраняли верность гуманистическим идеалам, но их критика революционных методов борьбы оказалась на руку реакционным господствующим классам. Занятая ими позиция неизбежно привела их к идеализму в философии и понимании истории. В этике они свели все к борьбе абстрактных принципов добра и зла, что определило структуру их драматургических произведений.
Они создали романтические драмы идей, в которых развитие сюжета вытекало не из реальных жизненных положений, а должно было иллюстрировать предвзятые идеи авторов. Характеры были воплощениями романтических крайностей, односторонними выразителями определенных нравственных начал — добра и зла. Действующие лица выступали не как живые люди, а как «рупоры» определенных идей. Драмы Вордсворта и Кольриджа не стали репертуарными, тем не менее влияние их было довольно значительным. Они содействовали утверждению на сцене новой, романтической драмы, в частности возрождению драмы стихотворной. Это, в свою очередь, неизбежно привело к подражанию драматургии английского Возрождения. Корифеям романтизма не удалось завоевать сцену. На ней подвизались преимущественно писатели и поэты второстепенные, менее увлекавшиеся проповеднической миссией и более старавшиеся добиться мелодраматических театральных эффектов. Среди них надо назвать ирландца Ричарда Лалора Шейла (1791 — 1851), который достиг первого успеха постановкой 396 трагедии «Аделаида, или Эмигранты» (1814), в сочувственном духе изображавшей испытания тех, кто бежал из Франции во время буржуазной революции. Особенно близка Шейлу была упадочная драма последнего периода английского Возрождения, и он подражал ей в своих трагедиях «Изменник» (1817), «Эвадна» (1819).
Генри Харт Мильман (1791—1868) подражал трагедиям Флетчера, нагромождая в своих драмах невероятные приключения и романтические ужасы («Фацио, или Итальянская жена», 1818; «Падение Иерусалима», 1820; «Мученик Антиохии», 1822). Его пьесы были проникнуты реакционным духом, и сам драматург стал впоследствии настоятелем собора св. Павла в Лондоне. Автором романтических трагедий был также Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782—1824), прославившийся своим романом «ужасов и тайн» «Мельмот-скиталец» (1820), которым увлекался Пушкин. Популярной была его пьеса «Бертрам, или Замок Сент-Альдобранд» (1816). Герой этой трагедии, граф, превращающийся в корсара, мстит своему врагу, отнявшему у него возлюбленную, убивает его, а затем себя. Пьеса выделялась среди драматических произведений того времени своим насыщенным трагизмом, отзвуком бунтарских настроений, тем, что в ней не было навязчивой ханжеской морали. Вальтер Скотт с одобрением отозвался об этой пьесе, увидя в ней «величие и силу», а Байрон рекомендовал ее к постановке. Однако другие пьесы Мэтьюрина—«Мануэль» (1817) и «Фредольфо» (1819), изобиловавшие ужасами, по существу, не отличались от обычного «готического» репертуара. Наиболее плодовитым эпигоном романтизма в драматургии был Джемс Шеридан Ноульс. Его пьесы изобиловали неожиданными ситуациями, эпизодами, полными театральных эффектов, патетическими речами, сентиментальными сентенциями.
Далекий от насущных вопросов своего времени, Ноульс был, однако, склонен спекулировать на темах, звучавших как отклики на злобу дня. В полной мере поддерживая господство-вавшие в Англии порядки, он трактовал все вопросы в духе, приемлемом для аристократическо-буржуазной публики.