Поэтичная картина
Сюжетом трагедии «Софокл», написанной для Томмазо Сальвини, послужило трагическое столкновение великого греческого поэта с его семьей. Сильное впечатление производит сцена из второго акта между восьмидесятилетним старцем и его неблагодарным сыном Иофаном. Образ Софокла исполнен величавого благородства. Поэтична картина его смерти, когда он передает свою лиру племяннику, тоже поэту, и завещает ему петь только о прекрасном. В этой, как и в других исторических драмах Джакометти, довольно верно сохранен исторический колорит, при отсутствии ненужных архаизмов. Но в целом стихотворный стиль Джакометти беден и к тому же утяжелен длиннотами и риторическими тирадами. Исторические драмы Джакометти, несмотря на большой сценический успех некоторых из них, не омогли выполнить те социально-исторические задачи, которые призвана выполнять трагедия. Эти задачи в новых общественных условиях были возложены на буржуазно-демократическую мелодраму. Примером может служить судьба самой популярной из пьес Джакометти «Гражданская смерть» (1861), переведенной на русский язык А. Н. Островским под названием «Семья преступника». Она была написана после окончания войны с Австрией, приведшей к объединению большей части страны и основанию Итальянского королевства. В главной роли этой пьесы выступали такие выдающиеся актеры Италии, как Сальвини и Росси, а позднее — Цаккони. Она находила талантливых исполнителей также на русской сцене. В советское время в ней с большим успехом выступал В. Папазян
Слабые стороны пьесы очевидны, они характерны и для других произведений Джакометти. Это недостаточная мотивированность событий и поступков, подчиненность поведения персонажей авторскому заданию, обилие сентиментальных сентенций, восклицаний, риторических вопросов. В чем же, однако, секрет успеха этой пьесы? В центре ее стоит трагическая фигура художника-сицилийца Коррадо, бежавшего из тюрьмы, куда он был навечно заключен за убийство брата своей жены во время ссоры. Беглец появляется в доме доктора Пальмьери, который воспитал и дал свое имя его дочери. Тут же в качестве гувернантки во избежание пересудов живет и жена Коррадо. Перед несчастным трагический выбор: открыться дочери, обнять ее, о чем он мечтал все долгие годы, но тем самым опозорить ее в глазах общества, лишить честного имени, душевного покоя, надежды на счастье, или продолжать одному нести бремя своей судьбы. Гнев, любовь, потребность в ответной любви и «ревность, страшная ревнрсть» терзают его сердце. «Я хотел бы ее обнять и задушить», — восклицает Коррадо. Ему нестерпимо видеть отчужденность и страх Эммы.
Жена Коррадо, боясь за дочь, убеждает его примером собственной жертвы: ведь она отказалась от своих материнских прав, она «гувернантка»; она готова на все: разделить с Коррадо его участь, идти за ним в изгнание, раз общество так несправедливо, что «жена лишь невольница, предоставленная воле мужа, пока он жив». Когда Коррадо узнает, что Розалия втайне любит доктора Пальмьери, что сам он, Коррадо, является преградой на пути счастья троих хороших людей, он восклицает: «Я труп, лежащий между ними… я его похороню » — и убивает себя. Через смятение противоречивых чувств, через душевное потрясение, вызванное примерами великодушия и самопожертвования, происходит очищение Коррадо: «В тюрьме ревел зверь, здесь плачет человек!» — восклицает он. Но патетика пьесы не только в победе гуманистического начала над эгоистическим; в ней с силой прозвучал социальный протест, показан трагизм положения, из которого единственным выходом является добровольный уход из жизни. Пьеса была направлена против церковного закона о нерасторжимости брака с пожизненно осужденным человеком, против того общественного остракизма, которому подвергается его несчастная семья, против лицемерия и жестокого ханжества служителей римско-католической церкви.