Полемика с «Марьон Делорм»

Вторым заметным успехом Бульвера была пьеса «Ришелье». Здесь он, несмотря на сильные мелодраматические влияния, сумел подняться до уровня подлинной романтической драмы.

Вступая в полемику с «Марьон Делорм» Гюго, Бульвер доказывает, что Ришелье был не просто тираном, но «зодчим французской монархии», подлинным патриотом и борцом против феодальной раздробленности и самовластия. Ришелье в пьесе Бульвера— это олицетворение «государственного интереса». Какими мелкими по сравнению с ним кажутся и Людовик XIII и заговорщики-аристократы— люди, превыше всего ставящие свое тщеславие, готовые пожертвовать и честью и родиной ради защиты своих привилегий! Если ими движет корысть и властолюбие, то Ришелье руководит убеждение, что «только слава и народ бессмертны». В «Ришелье», меньше чем в любой другой пьесе Бульвера, чувствуется ограниченность его классовых позиций. В пьесе «Морской капитан» Бульвер свою проповедь «совести как высшего из духовных пастырей» попытался воплотить в форме «кровавой мелодрамы», но в период подъема реалистического искусства эта мелодрама прозвучала особенно фальшиво, претенциозно. Осуждение «Морского капитана» критикой было толчком, заставившим Бульвера перейти к новой манере. Из пьес второго цикла самой известной была комедия «Деньги». В ней Бульвер нарисовал галерею светских бездельников и корыстолюбцев. Мастерство комической характеристики, которое составляло самую сильную сторону писательского дарования Бульвера, проявилось здесь в полную меру. Каждый из персонажей напоминал зрителям реальных лиц, которых они постоянно встречали в жизни. Сюжетную основу комедии составляла история молодого человека, получившего неожиданно большое наследство.

Когда Эвелин жил в семье своего родственника — депутата парламента и исполнял при нем скромную должность секретаря, никто не хотел ему помочь, оценить его качества, попросту заметить его. Теперь же все стараются к нему подольститься, депутат мечтает выдать за него свою дочь, в нем находят огромное обаяние (и невероятные таланты. В конце концов Эвелину удается все-таки избежать расставленных для него сетей и заставить окружающих явить свое подлинное лицо. Он прикидывается разоренным, и от него тотчас все отворачиваются. Верной ему остается только девушка, которую он любил в бедности и которая сама бедна. На ней Эвелин женится. Мораль пьесы, как почти всегда бывает у Бульвера, слаба и компромиссна. «Зло не в деньгах, — заявляет Эвелин под занавес,— зло в том, что они часто достаются нехорошим людям». Но нарисованная Бульвером картина светских нравов говорила сама за себя. Остальные пьесы Бульвера не оставили заметного следа в английском театре. Исключением является только комедия «Мы не так плохи, как кажемся», написанная Бульвером в манере английской комедии XVIII века. Она будет рассмотрена нами в главе «Драматургия 1850—1860-х годов». Уход Гаррика из театра ознаменовал собой конец просветительского реализма. Развитие нового, классицистского направления связано с семьей Кембл, два представителя которой, Сара Сиддонс (1755—-1831) и ее брат Джон Филипп Кембл (1757— 1823), стали крупнейшими английскими актерами того времени. Происходя из семьи удачливого провинциального менеджера, они детство провели на сцене, но затем оставили ее, чтобы получить систематическое образование: Джон — в католической семинарии, Сара — в частном пансионе. Когда они вернулись в театр, их культурный уровень был значительно выше, чем у большинства актеров, подвизавшихся тогда на английской сцене.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!