Политический смысл спектакля
Правительство охотно разрешало театрам ставить пьесы, отвечавшие настроениям наиболее реакционных буржуазных кругов. В то же время систематическому преследованию подвергается деятельность Бокажа, выражавшая наиболее прогрессивные тенденции в жизни французского театра этого времени. Бокаж, вернувшийся в 1849 году в Одеон, пытался превратить его в театр, продолжающий традиции революционного романтизма и обслуживающий наиболее демократические слои парижского населения. В 1850 году в Одеоне был поставлен памфлет «Белая ночь», направленный против цезаристских устремлений президента Луи Наполеона.
В том же году Бокажем была поставлена пьеса «Мученики за родину», которая изображала борьбу бельгийского народа против австрийского владычества в годы великой французской буржуазной революции. Слова «свобода, равенство, братство», раздававшиеся со сцены, вызывали бурные овации публики. Когда же в эпизоде, изображавшем народное восстание, прозвучал возглас «Долой тиранов!», он был подхвачен сотнями голосов в зрительном зале. В мае 1850 года Бокаж в театре Одеон отметил годовщину провозглашения республики, устроив бесплатное представление пьесы Жорж Санд «Франсуа-найденыш». Политический смысл этого спектакля был подчеркнут тем, что особые приглашения рассылались парижским «блузникам», то есть рабочим.
Вскоре после этого Бокаж был уволен с поста директора театра. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «использовал в своих политических целях те возможности, которые давал ему занимаемый пост». Политический строй Второй империи вполне устраивал буржуа, надежно охраняя «собственность и порядок». Критическое отношение буржуа к монархии, к нравам двора и правящей верхушки находило свое выражение в том внешнем фрондировании, которое допускалось правительством для разрядки общественной атмосферы и проявлялось в «обличительных» фельетонах парижских газет, в разговорах за столиками кафе и в насмешливых куплетах, распеваемых на сценах опереточных театров. Крутой подъем экономики Франции способствовал обогащению не только промышленных, торговых и финансовых кругов, но и относительно широких слоев буржуа — рантье. Это порождало настроение довольства жизнью ti стремление полностью насладиться ее благами, характерное для буржуазного Парижа Второй империи. Настроения такого рода еще усиливались множеством богатых иностранцев, приезжавших в Париж по своим делам и без дела и стремившихся изведать все развлечения, которые сулила им парижская жизнь. К услугам этой публики «были увеселительные сады, кафе, кабачки и многочисленные театры легких жанров, предлагавшие своим зрителям водевили, оперетты, фарсы, театрализованную эстраду и прочее. К этому следует добавить те черты парижской жизни, которые делали столь богатой скандальную хронику и говорили о глубоком разложении буржуазных нравов. Типичными фигурами общества становятся участники адюльтерных историй, всякого рода авантюристы и аферисты, «камелии», «альфонсы». Знаменательно, что эти наименования «продажных женщин» и «продажных мужчин» возникли именно в годы Второй империи. Таким образом, моральный облик французского буржуа входил в явное противоречие с девизом «партии порядка», призывавшей охранять от покушений безнравственных социалистов и анархии не только священную собственность, но и нерушимость семейных устоев. Именно поэтому в произведениях реакционных писателей 1850—1860-х годов так настойчиво звучит тема утверждения норм буржуазной морали. В буржуазной литературе, в драматургии и на сцене в эти годы определяются принципы направления, которое некоторые из его идеологов называли «изящным реализмом». Отличительные его черты — отсутствие подлинно критического отношения к социальным порокам, порождаемым самой сутью капиталистического уклада. Произведения критического реализма, изображающие непримиримые противоречия буржуазного мира, объявлялись с позиций «изящного реализма» вульгарными и грубыми и даже опасными для нравственности. Так, после выхода в свет романа «Мадам Бовари» автор его, Флобер, подвергся судебному преследованию за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов».