Последнее драматическое произведение Байрона
Борьба в драме идет не вокруг абстрактных проблем о судьбах человечества, а вокруг денежных и имущественных отношений, вступающих в конфликт с понятиями чести и человечности. Мир корыстных интересов нигде не предстает у Байрона с такой выразительностью, как в этой романтической драме. Среди других драматических произведений Байрона «Вернер» отличается живостью и театральностью действия, чем объясняется наибольшая популярность этой пьесы на сцене по сравнению со всеми остальными драмами Байрона. Известный английский актер В. Ч. Макреди создал яркое воплощение роли Вернера, а впоследствии эту пьесу с успехом исполняли Генри Ирвинг и Эллен Терри, игравшая роль жены Вернера Иозефины. Последнее драматическое произведение Байрона, «Преображенный урод», осталось незавершенным. Оно было задумано Байроном в подражание «Фаусту» Гёте.
«Фауст» подсказал Байрону не сюжет, а принцип широкого драматического действия, включающего ситуации самого разнообразного характера и не лишенные известного символически обобщающего значения. Уродливый горбун Арнольд, преображенный дьяволом в могучего красавца, похожего на Ахилла, примыкает к походу Карла Бурбонского на Рим, участвует в штурме «вечного города» и влюбляется в римлянку Олимпию. Байрон развернул здесь картины грандиозных битв, событий, охватывающих жизнь большого количества людей. Реальные и символические мотивы драмы должны были служить раскрытию различных форм зла, царящих в общественной жизни. С особенно большой силой показывает Байрон несправедливость захватнических войн. Драматургия Байрона была одним из значительнейших явлений не только в английской, но и в европейской драме своего времени. Глубокая идейность, прогрессивная направленность драм Байрона в сочетании с высоким поэтическим мастерством выделяют их среди всей современной драматургии. Только один писатель в Англии того времени может быть поставлен в ряд с Байроном-драматургом. Это его друг Шелли. Перси Биши Шелли (1792—1822), так же как и Байрон, происходил из аристократической среды и, подобно ему, порвал с нею, став одним из литературных и идейных вождей демократического лагеря английской общественности. Как и Байрон, Шелли подвергся травле и преследованиям со стороны правящих кругов страны, что вынудило его покинуть Англию. Последние годы своей недолгой жизни Шелли провел в Италии, поддерживая тесную связь с Байроном и с радикально-демократическими кругами Англии. Ранняя смерть поэта (он утонул во время бури, когда совершал морскую прогулку на лодке) оборвала его деятельность в самом расцвете. Уже в юношеских произведениях Шелли получили выражение революционные настроения поэта. Став последователем, другом и зятем Годвина, Шелли выступает с произведениями, обличающими феодальные и капиталистические формы гнета. В отличие от Байрона, положительные взгляды которого были расплывчаты, Шелли не только последовательно критиковал пороки современного ему общества, но, стоя на позициях утопического социализма, имел разработанную программу переустройства общества на новых социальных основах.
Вот почему К. Маркс говорил о том, что Шелли был «подлинным революционером и всегда относился бы к авангарду социализма»Замечательный романтический поэт, Шелли написал ряд драматических произведений, вошедших в золотой фонд революционно-демократической драматургии Англии. Как и Байрон, Шелли создавал свои произведения не столько для сцены, сколько для чтения. Его драмы лиричны. Они написаны стихами, близкими остальной поэзии Шелли. Глубокое чувство природы, смелые романтические образы, философская символика, мелодичность стиха — эти черты поэзии Шелли проявились и в его драмах.