Причины гигантского исторического маскарада
Для искусства и быта французской революции характерно увлечение античностью. Оно охватило все проявления общественной и даже частной жизни — от женских мод и детских имен до фригийских шапочек якобинцев, от подражания трибунов Конвента античным ораторам до декоративного оформления зданий и празднеств революции. К. Маркс раскрыл причины этого гигантского исторического маскарада, в котором принимала участие целая нация. Буржуазным революциям XVI—XVIII веков, говорит он, каждый раз приходилось действовать, «вызывая к себе на помощь духов прошлого» потому что их реальное содержание не соответствовало их идеальным лозунгам и не могло вдохновить массы на героизм и жертвы. «Камилль Демулен, Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Наполеон, как герои, так и партии и народные массы старой французской революции осуществляли в римском костюме и с римскими фразами н5 устах задачу своего времени — освобождение от оков и установление современного буржуазного общества… Стремление «возвеличить данную задачу в воображении» привело художников революционной эпохи к воспеванию античной республиканской гражданственности и к поискам строгой простоты идеализированно-обобщенного искусства.
Традиции классицизма подсказывали черты монументального и «высокого» искусства, в мужественных образах которого воплощались идеи республиканского долга, революционной дисциплины, патриотического подвига. Революционный классицизм был явлением качественно новым. Революция внесла в него новое содержание, а помог ему оформиться Жан-Жак Руссо — тот из предшественников революции, который ближе всех подошел к ней, провозгласив учение, проникнутое плебейско-демократическими устремлениями. Робеспьер недаром называл его своим учителем. Философское и социально-политическое учение Руссо, оказавшее огромное влияние на политическую программу и деятельность якобинцев, определило во многом и развитие революционного искусства. Именно у Руссо художники революции учились страстности протестующей мысли, обличающей несправедливость социального неравенства и уродств феодальной цивилизации. У Руссо» они находили призыв к установлению между людьми естественных отношений, основанных на принципах равенства, гуманности, справедливости. Руссо подсказал центральную проблему, определившую творческие поиски драматургов революции, — стремление показать социальную обусловленность человеческой психологии и поведения. Руссоистская «чувствительность» звучала в речах Робеспьера и Сен-Жюста, окрашивала культ добродетели, присущий якобинской морали. Атмосфера чувствительности и характерный для Руссо интерес к личности со всей сложностью ее психологической жизни проникали и в искусство революционного классицизма, разрушая абстрагированность классицистских образов и присущую им рационалистичность. Впоследствии реакционный романтизм абсолютизирует наиболее слабые стороны мировоззрения Руссо — идеалистическую сторону его учения, утопически-патриархальный идеал, Руссо как «апостола индивидуализма». В революционной драматургии эмоциональная заостренность, повышенная «чувствительность» определялись прежде всего напряженностью изображаемых в ней политических событий. Душераздирающие сцены человеческих страданий, порожденных социальной несправедливостью, и патетика борьбы против этой несправедливости — таково было революционное понимание «руссоизма».
В период революции было создано огромное количество пьес. Помимо жанров, существовавших до революции и использованных революционным театром (трагедии, комедии, буржуазные драмы и т. д. ), в эти годы сформировались новые жанры. Мелодрама и водевиль, политические фарсы и аллегорические оратории, маленькие агитационные пьески и гигантские театрализованные зрелища — все это тематическое и жанровое богатство было порождено напряженностью и многообразием форм идеологической борьбы. Новаторские качества драматургии революционного классицизма ярче всего обнаруживаются в творчестве ведущего драматурга революции Мари-Жозефа Шенье (1764—1811). Начав писать еще до революции, Шенье как драматург и поэт сложился под влиянием Вольтера, предреволюционной трагедии Сорена и Лемьера и одновременно — под сильнейшим воздействием Руссо.