Приемы передачи возрастных изменений
В процессе развития актерского искусства громадную роль играл слом традиционных жанров. Жанровое богатство театра 1789—1871 годов (а многие актеры проходили через трагедию, комедию, пантомиму, водевиль, мелодраму, романтическую драму, современную буржуазную драму) обогатило актерское искусство, расширило его выразительные средства.
Мелодрама решительно отказалась от сословного принципа определения амплуа: актеру мелодрамы приходилось играть королей и ремесленников, купцов и крестьян, рабочих и вельмож. При всей ходульности и слезливой патетике мелодрамы она расширила круг жизненных наблюдений актеров, заставила их искать методы и приемы передачи возрастных изменений, национальных и даже профессиональных особенностей героев. Романтическая драма воспитала культуру высоких душевных состояний, выдвинула требование подлинности чувства, подлинности сценического существования. Острый интерес к внутренней жизни человека, стремление передать бурные, противоречивые чувства и сложное, мятущееся сознание героев вели к развитию в романтическом театре искусства перевоплощения. Актеры-романтики отказались от напевной стилизованной декламации, ввели на сцену свободную речь, резко контрастные речевые краски, добились гибкости, динамичности, свободы мизансцены, подчиненной отныне не канонической фронтальности, скульптурной пластике и статуарности, а задаче раскрытия содержания пьесы и внутренней жизни героев. Водевиль, несмотря на свойственное ему поверхностное отношение к жизни, потребовал от актера легкости, искусства непринужденного живого разговора, умения зафиксировать увиденный в жизни бытовой штрих, точно схваченную характерность. Все это суммировалось в творчестве величайших реалистических актеров XIX века — Зейдельмана, Олдриджа, Го, Ристори, Росси, Сальвини и других. Завет великого основоположника русского сценического реализма М. С. Щепкина — влезать «в кожу действующего лица», проникать «в душу роли», «ходить, говорить, мыслить, чувствовать… как хочет автор» — является, по существу, лаконичной и точной формулировкой той задачи подлинного перевоплощения, которую поставил сценический реализм в целом. Естественность, непосредственность, правда внутренней жизни были достигнуты уже лучшими романтическими актерами.
Реализм прибавил к этому требование через индивидуальную неповторимость правдиво воссозданного человеческого характера раскрывать социально типическое содержание образа. Овладение реалистическим методом позволило актерам отразить нарастающие противоречия буржуазного общества, достигнуть в ряде случаев огромной силы социального обличения. Даже при отсутствии полноценной драматургии критического реализма театр испытал сильнейшее воздействие реалистической мысли и литературы, реалистического отношения к действительности. Зачастую лишенный возможности раскрыть большие вопросы своей эпохи на современном драматургическом материале, театр широко использовал классическое наследие, особенно его наиболее значительные достижения (Шекспир, Шиллер и другие). По существу, проблема современного прочтения классики в полной мере была поставлена только сейчас. Одним из крупнейших достижений театра рассматриваемого периода явилось развитие искусства режиссуры (Иммерман, Ч. Кин, Фелпс и другие), выросшего на основе типичного для XIX века стремления к целостному восприятию многосторонней действительности. В своем поступательном движении режиссура впитала завоевания различных отраслей научной мысли — археологии, истории, этнографии, точных наук. Утверждение режиссуры привело к рождению театра нового типа.