Пример Эдмунда Берка

Очень скоро этот классицизм выродился в охранительное, консервативное течение. В политическом смысле подобную эволюцию проделали и многие представители общественной мысли, выросшие в традициях просветительства. Характерен пример Эдмунда Берка, друга Шеридана, разделявшего его леворадикальные просветительские взгляды, а затем выступившего с ультрареакционными «Размышлениями о французской революции» (1790). Консервативная буржуазия XIX века не порвала внешне с просветительством. Она даже пыталась подтвердить его авторитетом свои философские установки. По существу, однако, консервативные буржуазные теоретики опошляли просветительство, стремились свести его к своеобразному культу полезности, к утилитаризму. То, что составляло историческую ограниченность просветительства и вместе с тем было для него способом протеста против старого феодального мира,— внесословную трактовку человека — консервативные представители буржуазной общественной мысли пытались использовать в новых условиях. Понятием «буржуазный индивид» они хотели подменить просветительское гуманистическое понятие «естественного человека». Буржуазный индивид был объявлен ими венцом творения, интересы буржуа и пролетария — совпадающими. В дальнейшем утверждении буржуазных отношений они видели надежду на «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Самым ранним и наиболее близким по форме к просветительству из идеологов подобного толка был Бентам, предшественник так называемой «манчестерской школы утилитаристов». Поздние просветители, сохранившие верность самому духу своего учения, напротив, постепенно отходили от традиционных форм просветительского искусства. Ранние романтические тенденции определили собой манеру, в которой Шеридан написал свою последнюю пьесу «Писсаро», и отчетливо сказались в «Калебе Вильямсе» Годвина, автора леворадикального трактата «Исследование о политической справедливости». Новое содержание жизни должно было прорваться сквозь ее старые политические формы. Новое содержание искусства, полученное от жизни, должно было прорваться сквозь его старые эстетические формы, породить новые. Эти новые формы искусства дал прежде всего романтизм, разделившийся в Англии, как и в других странах, на различные течения, тяготевшие к двум полюсам — либо к революционному романтизму Байрона и Шелли, либо к романтизму консервативному, тенденции которого нашли наиболее четкое выражение в творчестве поэтов «Озерной школы».

В области актерского искусства общеевропейское значение имело творчество Эдмунда Кина, близкое революционному романтизму. Заслугой английского романтизма было то, что он вернул в литературу внебуржуазного человека, человека в гуманистическом смысле слова. Отсюда культ Шекспира, распространенный среди романтиков. Возвращение к подлинным текстам Шекспира, начатое просветителем Гарриком, было завершено в результате пропаганды творчества великого драматурга немецкими и английскими романтиками. Представители консервативного романтизма нередко обращались в поисках внебуржуазного человека к наследию сентиментализма, акцентируя патриархальные тенденции этого течения. Стремление романтизма к познанию внебуржуазного человека, его отказ совместить понятия «человеческой природы» и «буржуазного индивида», как это делали консервативные продолжатели Просвещения, было одним из стимулов для открытия романтизмом связи между личностью и породившей ее исторической эпохой. Вневременное и вненациональное просветительское понятие «человеческой природы» опосредствовалось для романтиков понятием страны, эпохи, «местного колорита». После 1832 года и начала массового самостоятельного рабочего движения английский романтизм исчерпал себя как широкое литературное течение. Эпоха французской революции, реакцией на которую был романтизм, отодвинулась в прошлое. Перед обществом стояли новые проблемы, которые литература разрешала полнее всего средствами критического реализма.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!