Пример исторической мелодрамы
Многочисленные исторические драмы Сарду представляют собой либо мелодрамы, в которых история служит лишь декорацией, придающей романтический колорит традиционной любовной интриге, либо исторический анекдот, разработанный в форме комедии скрибовского типа.
Примером исторической мелодрамы может служить пьеса «Родина». В этой драме Сарду рисует события, относящиеся ко времени буржуазной революции в Нидерландах (вторая половина XVI века) и освободительной борьбы нидерландского народа против испанского владычества. Но Сарду не привлекает возможность разработки темы революции. Исторические события, отраженные в пьесе, он трактует как борьбу двух враждебных народов, двух стран. Причем испанцы изображены как жестокие и кровожадные изверги, а все фламандцы — благородные герои. В пьесе упоминаются имена деятелей нидерландской революции (Эгмонт, Вильгельм Оранский), но в основе фабулы лежит традиционное изображение любовного треугольника: муж, жена и любовник. Это драма любви, ненависти и ревности с крепко сделанной мелодраматической интригой, в которой исторические события оттеснены на задний план. Действие драмы происходит в Брюсселе в 1568 году, вскоре после народного восстания, которое было подавлено испанскими властями.
По приказу герцога Альбы непокорных фламандцев расстреливают на улицах, вешают, сжигают на кострах. Но тайная борьба против испанского владычества продолжается. Герой пьесы, граф де Ризоор, друг и сподвижник Вильгельма Оранского, стоит во главе заговорщиков-патриотов, которые готовят восстание. Граф ежечасно рискует своей жизнью, живя среди врагов-испанцев. Но удар, приводящий к трагической развязке, наносят ему не враги, а горячо любимая им жена, Долорес. Пылкая испанка оскорблена тем, что родина для де Ризоора дороже жены, и проникается к нему ненавистью. Полюбив молодого фламандца Карлоо и желая спасти его от мести мужа, который случайно узнает о их любовных свиданиях, Долорес сообщает герцогу Альбе о готовящемся восстании и называет имена заговорщиков. Патриоты осуждены на смерть, но среди них и Карлоо, вместе с де Ризоором стоявший во главе движения. Однако Карлоо получает помилование от Альбы за спасение его дочери. Долорес как будто близка к достижению своей цели — граф осужден на смерть, ей и ее любовнику ничто не угрожает. Но де Ризоор перед смертью, прощая Карлоо его вину, поручает ему найти предателя, открывшего тайну заговора испанцам, и отомстить. Заключительная сцена происходит в доме графа Ризоора. На улице раздастся барабанный бой — это ведут к месту казни осужденных. Карлоо узнает, что в руки испанцев их предала Долорес. В отчаянии он проклинает свою любовницу. Окно освещается пламенем костра, на котором гибнут обреченные патриоты. Ударом кинжала он поражает Долорес и бросается из окна с криком: «Палач!. . Твой счет не полон!. .
Место на костре… место мне!»Тема патриотизма, которая дана самим названием пьесы, оттесняется на задний план мелодраматически разработанной семейной драмой графа де Ризоора и изображением роковой любви Долорес и Карлоо. В образах главных героев пьесы нет ничего исторического, типичного для изображаемой эпохи, ее образа мыслей и нравов. Они как бы участники вечной драмы, которую всегда будут порождать человеческие страсти, мысли и стремления: любовь, ревность, ненависть и другие. Историей автор пользуется как эффектным декоративным фоном, мрачный колорит которого гармонирует с роковыми страстями героев и мелодраматическими ужасами событий.