Призыв к действенной борьбе отсутствует
Пьеса обладает несомненными поэтическими и сценическими достоинствами. Автор дает в ней яркие контрасты положений, резкие, выразительные характеристики. Отчетливо чувствуется влияние эстетики Гюго. Но антидеспотическая тема решена через показ воздействия нравственного примера. Призыв к действенной борьбе отсутствует. Изображение лучших черт человеческого характера и поведения — верность идеалам, неподкупность, самопожертвование во имя высшего долга — ослаблено пассивностью идеалов положительных героев. Одним из самых плодовитых и едва ли не самым популярным драматургом данного времени был Паоло Джакометти (1816—1882). Им написано около восьмидесяти пьес разных жанров, в стихах и в прозе, среди которых имеется большое число трагедий, или, как он их чаще называл, исторических драм. Джакометти работал в трудных условиях жизни кочующих трупп, создавая ежегодно по пять-шесть пьес.
Постоянная спешка, нужда, необходимость писать, учитывая не только индивидуальные особенности, но зачастую и капризы исполнителей, а также требования капокомико (директора труппы) и вкусы публики, наложили на его произведения печать драмодельчества. Большая и долгая популярность Джакометти (некоторые его пьесы еще и сейчас появляются на сценах Италии) объясняется отличным знанием им законов сцены и актеров, для которых он писал. Джакометти умел построить роль, создать выигрышные сценические ситуации. У него встречаются яркие картины душевных движений, смелые повороты действия, интересные сюжетные находки. За Джакометти укрепилось крылатое прозвище «первого драматического поставщика полуострова». В «Елизавете, королеве Англии» (1853) автор пытался показать трагедию королевы, которой не суждены ни душевная гармония, ни полнота счастья. Интересы государственной политики (именно политики, а не государства как нации) вступают в постоянное противоречие с запросами сердца; подавляя их, Елизавета постепенно подавляет в себе все духовное; в ней гипертрофически развивается одна страсть — властвовать до последнего вздоха и даже, если бы это было возможно, — после смерти. В последнем акте истощенная болезнью, умирающая старая женщина упорно сопротивляется требованию своего министра и народа, собравшегося на площади перед дворцом, объявить наследника престола Якова Шотландского, сына ненавистной ей Марии Стюарт, королем и венчать его на царство. Не выпуская из слабеющих рук корону, нечеловеческим усилием воли Елизавета заставляет себя встать с ложа смерти и со словами: «Король должен умирать стоя!» надевает на себя венец — в последний раз. Несомненно, что Джакометти писал свою пьесу под влиянием «Марии Стюарт» Шиллера, которую более десяти лет с выдающимся успехом играла Ристори.
Но несомненно также и то, что, охваченный стремлением раскрыть душевный мир заклятого врага Марии, Елизаветы Английской, Джакометти создал всего лишь эффектную историческую мелодраму, в которой главная тема так и осталась нераскрытой. В предисловии к пьесе он писал о своем намерении «развернуть широкое полотно» царствования Елизаветы Английской «по примеру Шекспира и Шиллера». В пяти актах драмы действительно проходит почти вся жизнь королевы. Однако, невзирая на то, что автор вывел ряд исторических персонажей, из которых более других удался ему образ лорда Эссекса, «широкого полотна» все же не получилось. Социально-политические пружины действия, по существу, заменены личными чертами характеров действующих лиц, а объективные события служат для их демонстрации. «Юдифь» была написана в 1858 году для знаменитой артистки и пламенной патриотки Аделаиды Ристори. В ее исполнении трагедия прозвучала как открытый призыв к войне против иноземных захватчиков, против австрийского владычества. Она имела огромный резонанс, помогая консолидировать силы сопротивления, пробуждая уснувшие надежды, укрепляя ослабевшую веру в победу дела объединения. В последнем длинном монологе, который только талант Ристори мог оправдать, Юдифь взывает к «священной войне» против чужеземца, грозящего родине. Надо оговориться, что это единственная трагедия Джакометти, в которой звучит тема действенной борьбы.