Прогрессивно-романтической драмы Гюго
В период Июльской монархии во Франции охранительно буржуазному репертуару противостояла, помимр прогрессивно романтической драмы Гюго и других, линия драматургии, насыщенной более или менее радикальными идеями и непосредственно затрагивающей положение трудящихся в капиталистическом обществе. Такие пьесы, как «Инженер, или Угольные копи» Ш. Дювейрье (1836), «Рабочий» Ф. Сулье (1840), «Два слесаря» Ф. Пиа (1841) и другие, принесли на французскую сцену самую существенную и большую тему современности — взаимоотношения пролетариата и буржуазии. Количество пьес такого рода увеличивалось с каждым годом. Возрастающий интерес к вопросам реальной жизни заставил театр обратиться к литературе. Характерным примером может служить инсценировка романа Эжена Сю «Парижские тайны», поставленная в театре Порт-Сен-Мартен (1844).
Опубликованный за год до этого роман имел огромный успех у читателя. В нем Сю целиком стоит на филантропических позициях и видит возможность преодоления общественного зла только в благотворительной деятельности добрых миллионеров. Эта мещанская сущность положительной программы Сю была подвергнута резкой критике К. Марксом и В. Г. Белинским. Но при всей ограниченности и наивной утопичности романа в нем с глубоким сочувствием показаны трагические картины народной нищеты, раскрыты социальные контрасты капиталистического мира, обличается преступность представителей высшего круга и общественного дна. Инсценировка этого романа была одним из ярких проявлений острого общественного внимания к социальной проблематике, зрительского требования к театру — отражать существенные противоречия действительности. Чаще всего созданные в 1830—1840-е годы социальные драмы были направлены к утверждению мелкобуржуазных общественных идеалов. И все же, обличая социальную несправедливость, они тем самым давали благодарный материал для выявления стихийного протеста, с такой силой звучавшего в творчестве актеров демократического лагеря и близкого настроениям зрителей бульварных театров. Реакционная французская критика тех лет панически кричала о том, что драма призывает народ к оружию. А позднейшие историки французской литературы прямо обвинят социальную драму периода Июльской монархии в подготовке ею июньского выступления пролетариата в 1848 году. Ненависть победившей буржуазии ко всякому освободительному движению, особенно связанному с пролетариатом, заслонила от буржуазных историков конкретную классовую природу социальной драмы 1830— 1840-х годов.
Но зато их отзывы позволяют понять, что, несмотря на ограниченность этой драмы рамками мелкобуржуазной идеологии, она будила протестующие чувства народа и поэтому вызывала тревогу и страх правящих верхов. В годы, когда пролетарская идеология еще только формировалась, художественные выступления мелкобуржуазной демократии помогали широким массам трудящихся осознавать несправедливость утверждавшегося капиталистического строя. Наиболее видное место среди авторов социальных драм 1830—1840-х годов занимает Феликс Пиа (1810—1889). Получив юридическое образование, он начал свою политическую и литературную деятельность в начале 1830-х годов. Бурная общественная атмосфера этого времени определила оппозиционные настроения молодого писателя. Разделяя острое недовольство широких демократических масс результатами Июльской революции, Пиа был настроен резко антимонархически. В ряде пьес, написанных им в это время («Революция былых времен», 1832; «Заговор былых времен», 1833; «Разбойник и философ», 1834; «Анго», 1835; «Арабелла», 1838; «Цедрик-норвежец», 1842; «Диоген», 1846), он резко обличал Июльскую монархию, насыщая свои пьесы прямыми намеками на политические и социальные обстоятельства современности и даже на самого короля Луи-Филиппа. На представлениях пьес Пиа нередко происходили бурные политические демонстрации зрительного зала, полиция прерывала спектакли и запрещала эти пьесы.