Пролог «Мечты Кинолы»
Но при всей противоречивости драмы в ней проявилось критическое отношение Бальзака к французской действительности. Именно это и привело к ее запрещению на сцене: правительство Июльской монархии не могло допустить пьесы, в которой каторжник вел себя более благородно, чем герцог, а полицейский оказывался убийцей и предателем. В 1842 году Бальзак поставил в Одеоне комедию с прологом «Мечты Кинолы». Буржуазная критика резко недоброжелательно отнеслась к этой пьесе, сценического успеха она не имела, после девятнадцати спектаклей была снята с репертуара и возобновлена ненадолго лишь в 1863 году в переделанном виде. Между тем это одна из лучших, наиболее зрелых пьес Бальзака, в которой он пытается наметить контуры драматургии нового типа. Через частные судьбы героев он стремится показать столкновение больших социальных сил, придавая этим значительность, масштабность основному конфликту. «Дело идет не только об одном человеке, а о целом мире», — говорит один из центральных персонажей пьесы Кинола.
Хотя действие пьесы происходит в Испании конца XVI века, вся она обращена к современности. Ее основной конфликт заключается в столкновении гениальной творческой личности ученого — изобретателя паровой машины, носителя технического прогресса, с хищническим буржуазно-аристократическим миром, опирающимся на косность и фанатизм церкви. Эта проблема находит яркое отражение во многих произведениях Бальзака («Утраченные иллюзии», «Неизвестный шедевр» и т. д. ). Типичность конфликта для современной Бальзаку действительности помогает ему конкретизировать сталкивающиеся в борьбе силы и коренным образом отучает комедию Бальзака от исторической драмы романтиков и от буржуазной драмы 1840-х годов. Герой пьесы Альфонсо Фонтанарес обладает всеми внешними признаками романтического героя; он противостоит враждебному миру, является носителем трагической безысходной любви и т. д. Но новое реалистическое качество героя Бальзака проявляется прежде всего в том, что вся его жизнь определяется не личными мотивами, а конкретным общественным положением. Показывая Фонтанареса в труде, Бальзак придает социальную конкретность основному конфликту пьесы. Убежденность героя в значимости и общественной пользе его трудового подвига настолько велика, что даже потеря, а потом и смерть возлюбленной не останавливают его борьбы. Ученик великого Галилея, мечтатель и творец, Фонтанарес весь устремлен в будущее. Несмотря на показ его трагической личной судьбы, Бальзак пронизывает всю пьесу глубоким оптимизмом. Фонтанарес не одинок.
Рядом с ним активно действует его друг и помощник Кинола, беспредельно верящий в его дело. Образ Кинолы связан с традиционным амплуа французского комедийного слуги, с традицией Мольера и Бомарше. В противоположность романтической концепции демократического героя, овеянного трагизмом и обреченностью, Бальзак наделяет Кинолу неистребимой жизнерадостностью, ясным умом и практической сметкой, лишенной, однако, стяжательских и корыстных устремлений. Именно в уста Кинолы Бальзак вкладывает разоблачительные реплики в адрес правящих кругов. Лаконичными и резкими мазками рисует Бальзак противоположный лагерь хищников, находящихся у власти. Основной двигатель их поступков — циничный денежный расчет. Противниками Фонтанареса выступают банкиры и ростовщики, понимающие, что реализация изобретения молодого ученого уничтожит ведущую роль парусного флота и нанесет удар их капиталам.
В ожесточенной борьбе этих стяжателей против прогресса активное участие принимают и представители феодальной знати, цепляющейся за старые формы жизни. В развитии конфликта значительное место отводится церкви. Бальзак показывает политически реакционный смысл борьбы церкви против науки. Великий инквизитор откровенно боится революционизирующего воздействия изобретения Фонтанареса на умы народов. Таким образом, в столкновении борющихся сил Бальзак раскрывает основные социальные противоречия общественной жизни.