Противоречивые идеологические интересы
Самым известным произведением этой группы была написанная в форме классицистской трагедии пьеса Франсуа Понсара (1814—1867) «Лукреция» (1843). Премьера этой пьесы в театре Одеон состоялась через полтора месяца после провала «Бургграфов» Гюго и имела шумный успех. Буржуазный зритель нашел в Понсаре «своего» драматурга. Буржуазная критика сразу возвела начинающего провинциального писателя в ранг классика, объявив его прямым наследником Корнеля и Расина. Через два года «Лукреция» была удостоена премии Французской Академии, а Понсар впоследствии получил крест Почетного легиона.
В «Лукреции» Понсара скрестились противоречивые идеологические интересы «школы здравого смысла». Довольно точно придерживаясь рассказа римского историка Тита Ливия, Понсар изложил историю добродетельной римской матроны, жены патриция Коллатина Лукреции, над которой совершил насилие царский сын Секст Тарквиний. Самоубийство Лукреции, рассказавшей о своем бесчестии мужу, отцу и друзьям и потребовавшей отмщения, служит непосредственным поводом для взрыва народного гнева. Потрясая окровавленным кинжалом, вырванным из сердца Лукреции, Брут призывает массы к восстанию. И народ устремляется в Рим, чтобы свергнуть тиранов и установить в Риме республику. Однако, несмотря на республиканскую окраску сюжета, трагедия эта не носит народно-революционного характера. В ней отсутствует конфликт между тираном и угнетенным народом. Борьба в трагедии строится на столкновении между деспотизмом власти и свободолюбием знати. Народ же, показанный автором темным, равнодушным к вопросам политики, падким на наживу, поддерживает Тарквиниев, захватнические войны которых позволяют им швырнуть подачку черни. В трагедии речь идет о революции под предводительством знати и во имя установления строя, очень далекого от народоправства. Устами Брута Понсар излагает мечты о парламентарной республике с президентом, избираемым на установленный срок.
Но провозвестник буржуазной демократии не ограничивается изложением политической программы. Для него не менее важно утвердить буржуазную мораль, защитить семью от искушений романтических вольнодумцев, противопоставить преступной «свободной» любви любовь «законную». Носительницей этой идеальной морали выступает Лукреция. Полная гордого сознания своего достоинства и своих обязанностей супруги и матери семейства, она видит высшую добродетель женщины «в том, чтобы быть первой во владении иглой, самой искусной в прядении шерсти… ». Образом Лукреции Понсар открыто полемизирует с романтической концепцией поэтического. Романтики прогрессивного направления противопоставляли своих героев пошлости и прозе мещанской жизни, разоблачали лицемерие буржуазной семьи и ханжескую сущность собственнической морали. Истинно поэтическое и в то же время глубоко нравственное они увиt дели в тех, кто отвержен и гоним буржуазным обществом. Для Понсара высшим выражением поэтического является образ Лукреции с прялкой в руках — воплощение супружеской верности и домашнего очага. А героический республиканский идеал воплощен в Бруте — апостоле осторожности и политического притворства, убежденном в том, что высшие классы призваны править, а народ создан только для подчинения патрициям. Единственным носителем активного начала в трагедии выступает «злодей» Тарквиний. Только в его диалогах с Туллией и Лукрецией есть подобие драматического напряжения. Все остальные сцены трагедии декламационны, риторичны и лишены внутренней связи.
Эта мнимореволюционная, а по существу охранительная пьеса пришлась по вкусу высшим классам Франции и правительственным кругам. Но надежды, возлагаемые на Понсара, не оправдались. Поставленная им через три года в Одеоне трагедия «Агнеса де Мерани» (1846) не завоевала зрителя, хотя премьера ее прошла в торжественной, официальной обстановке. В этой трагедии еще сильнее, чем в «Лукреции», проявились характерные для драматургии Понсара мнимость конфликтов и отсутствие подлинного драматизма. Идейное соглашательство неизбежно вело к художественной аморфности.