Противостоящие образы Марии и Фаустины
Однако и в этой пьесе Бальзаку не удается до конца решить задачу создания социальной реалистической драмы. Любовная интрига не связана органически с основным конфликтом и носит мелодраматический характер. Противостоящие друг другу образы Марии и Фаустины, в отличие от других образов пьесы, лишены жизненной выразительности, являются воплощением абстрактных схем добра и зла. Слишком много внимания автор уделяет сугубо личным козням Фаустины, что приводит к излишнему усложнению интриги. Показав гибель изобретения Фонтанареса, Бальзак стремится в то же время утвердить свою веру в конечное торжество прогрессивного начала. Но эта мысль не нашла в пьесе реального художественного воплощения. Отсюда неопределенность финала — отъезд Фонтанареса во Францию, утопические мечты героев о возможности реализации гениального изобретения. И все же, несмотря на мелодраматизм сюжета, Бальзак раскрывает трагическое положение таланта в буржуазном обществе и враждебность этого общества прогрессу. В 1843 году в театре Гетэ была поставлена пьеса Бальзака «Памела Жиро». Текст пьесы был существенно переработан второстепенными драматургами Байяром и Жемом, подлинный же текст Бальзака не был опубликован и на сцену не попал. Пьеса построена по обычной схеме мелодрамы, но столкновение «злых» и «добрых» персонажей объясняется у Бальзака их социальным положением.
Бескорыстию работницы Памелы, спасающей любимого ею Жюля Руссо ценою своей чести, Бальзак противопоставляет грубый эгоизм, корыстолюбие и бессердечие родителей Жюля, богатых буржуа Руссо. Видя воплощение своего идеала разумности и человечности в образе простой де-вушки из народа, Бальзак беспощадно разоблачает собственническую психологию буржуа, которые, все расценивая на вес золота, сначала используют самоотверженность Памелы, а затем разлучают ее с Жюлем, не допуская мысли о «неравном» браке сына. «Деньги, честолюбие — вот что движет этими людьми»,— говорит Бальзак устами адвоката Дюпре, который выступает защитником честных тружеников и подвергает критике буржуазный мир. Образ этого представителя демократической интеллигенции играет значительную роль в раскрытии основной социальной темы пьесы. В сохранившемся варианте «Памела Жиро» завершается счастливым соединением влюбленных. Такое неоправданно благополучное разрешение конфликта ослабляет социально-критическую остроту пьесы, внося в нее элемент сентиментальной риторичности. Но даже в переработанном виде пьеса сохраняет присущие великому реалисту Бальзаку черты жизненной правды. В 1840 году Бальзак задумывает новую пьесу, «Меркаде» (впоследствии названную им «Делец»), первый вариант которой ему удается закончить в 1844 году. Придавая большое значение этой сатирической комедии, Бальзак упорно стремился к ее постановке в театре. В процессе работы он неоднократно обсуждал пьесу с ведущим прогрессивным актером Франции Фредериком-Леметром (которому он предназначал главную роль), внося исправления по его советам. Но Бальзак так и не увидел «Дельца» на сцене.
Комедия была поставлена в переделанном виде уже после смерти автора в театре Жимназ а 1851 году под названием «Меркаде». Автор переделки Деннери свел пятиактную комедию Бальзака к трем актам, ослабив ее сатирическое звучание. Бальзак посвящает эту пьесу изображению наиболее типичных явлений современности. Он точно датирует действие 1839 годом, подчеркивая этим, что действие происходит в период расцвета Июльской монархии. Он рисует мир финансовых дельцов— коммерсантов, ростовщиков, банкиров, биржевиков. Создавая эту пьесу, Бальзак обращается к теме, гениально раскрытой им в «Человеческой комедии». Она нашла также отражение в ряде сценических произведений во главе со знаменитым «Робером Макером». Но Бальзак углубил и обогатил эту тему, усилил ее социальную конкретность.