Радикально-демократический кружок

Под прямым воздействием Стендаля находился радикально-демократический кружок Делеклюза, к которому принадлежал ряд представителей литературной молодежи. Они собирались по воскресеньям в маленькой комнате художника и критика Этьена Делеклюза, читали свои произведения, слушали блестящие парадоксы и новые доктрины Стендаля. Они относились крайне отрицательно к консервативным романтикам шатобриановского толка, к их религиозным и монархическим идеям, субъективному лиризму и повышенной эмоциональности.

Все они, как и их учитель Стендаль, были республиканцами и считали неиз-бежной новую революцию. Они создавали исторические драмы, написанные прозой и построенные по образцу шекспировских хроник. Из этого кружка вышли такие произведения, как «Варфоломеевская ночь» Ремюза (1824—1828), «Баррикады» (1826), «Штаты Блуа» (1827) и «Смерть Генриха III» (1829) Вите, «Вечера в Нельи» (1827) Каве и Дитмера и другие. Все эти пьесы не проникли на сцену и остались «книжными» драмами. Их авторы не считались с требованиями современного театра и нарушали все установленные правила драматургии. Написанные ясным и трезвым языком, эти исторические драмы стремились к широкому охвату явлений действительности, к реалистическому изображению периодов народных восстаний, гражданских войн и революций. Эта проблематика, равно как и формальное новаторство, мешали сценической реализации этих пьес. Не попали на сцену и пьесы самого яркого и значительного из последователей Стендаля, входивших в кружок Делеклюза,— Проспера Мериме (1803—1870). Будущий знаменитый новеллист, один из выдающихся представителей французского реализма, Мериме в годы выхода в свет «Расина и Шекспира» только вступал на литературный путь.

Воспитанный на великих заветах века Просвещения, юный писатель с непримиримой враждебностью относился ко всем проявлениям феодальной реакции. Он вошел в литературу как художник острой антиклерикальной и антифеодальной темы, как борец против мракобесия во всех его проявлениях. Первое свое произведение он опубликовал в 1825 году, вскоре после вступления на престол Карла X, откровенно стремившегося повернуть страну назад к средневековью и инквизиции. Иезуиты при нем вновь подняли головы, их тайная организация— Конгрегация — фактически царила во Франции, назначая министров, подчиняя себе Палату депутатов, вмешиваясь во все области общественной жизни. Эта ненавистная народу черная клика была сметена лишь революцией 1830 года. Но нарастающий протест широких масс против режима Реставрации и засилия иезуитов нашел выражение в творчестве многих фран-цузских писателей, и в первую очередь — Мериме. Выход в свет сборника пьес «Театр Клары Гасуль» был воспринят современниками не только как художественный факт, но и как яркое политическое выступление.

Мериме опубликовал свои первые пьесы, встав на путь литературной мистификации. Он выпустил их под именем испанской актрисы Клары Гасуль. К изданию пьес приложили даже портрет Клары Гасуль, который был на деле портретом самого Мериме, одетого в испанский женский наряд. Эта мистификация была вызвана прежде всего стремлением уберечь книгу и самого автора от преследований реакции. Обращение к испанскому материалу имело особый смысл в 1820-е годы, порождая неизбежные ассоциации с только что подавленной испанской революцией, с освободительным движением испанского народа, за которым с горячим сочувствием следила вся передовая часть европейского общества. Биография Клары Гасуль, вымышленная Мериме, характеризует ее как участницу освободительной борьбы испанского народа, ненавидящую инквизицию и монахов. «Враг богу и королю», она сделала дом свой «местом свидания всех вольнодумцев и конституционалистов» и бежала в Англию после подавления революции и реставрации в Испании абсолютной монархии (1823).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!