Раскрытие подлинных жизненных конфликтов
Язык мелодрамы также коренным образом отличался от языка драматургии классицизма. Подхватывая традиции мещанской драмы, мелодрама отказалась от стихотворной формы и сломала рационалистическую структуру фразы. Она ввела преувеличенно эмоциональную образность, словесные нагромождения, диалектизмы, тарабарскую речь «дикарей». Несмотря на невысокие литературные качества — схематизм образов, неправдоподобие запутанных интриг, напыщенность чувств, вульгаризацию литературного языка, в течение длительного времени мелодрама пользовалась огромной популярностью, привлекая толпы демократического зрителя. Это объясняется в первую очередь тем, что она отвечала интересам широких народных масс, которые в пору невыявившихся противоречий буржуазного общества не созрели еще до осознания своих революционных классовых интересов. Их привлекало то, что мелодраматический злодей всегда был носителем собственнического, корыстного начала, а страдающий положительный герой воплощал близкие народу черты гуманности и благородства.
Подлинным создателем жанра мелодрамы стал Гильбер де Пиксерекур (1773—1844). Выходец из дворянской семьи, он в годы революции был офицером эмигрантской армии и возвратился в Париж только после падения якобинской диктатуры. Первая поставленная на сцене пьеса Пиксерекура «Маленькие овернцы» (1797) принесла ему огромный успех. С этого момента он стал ведущим драматургом бульварных театров. Вплоть до 1834 года он работал в драматургии и создал за это время сто двадцать пьес. Незадолго до Июльской революции (1827—1828) он стал директором театра Комической Оперы, а с 1832 по 1835 год возглавлял театр Гетэ. Пожар этого театра (1835), разоривший Пиксерекура, нанес ему удар, от которого он не мог оправиться до конца дней. После 1835 года Пиксерекур отходит от работы в театре. Расцвет деятельности Пиксерекура падает на период Консульства и Империи. Его мелодрамы выдерживали по тристачетыреста спектаклей, были переведены на многие языки. Пиксерекур первый разработал различные типы мелодрамы — историческую, библейскую, авантюрно-бытовую, экзотическую и другие, колоссально расширив тематический круг драматургии. Он научил своих продолжателей искусству строить занимательный авантюрный сюжет, умению заинтриговывать зрителя самим названием своих пьес. Типична для Пиксерекура его ранняя мелодрама «Виктор, или Дитя леса» (1797). В ней о предельной отчетливостью видны все генетические связи мелодрамы, и прежде всего связь с пантомимой (развернутые сцены сражений, пожаров, большая пантомимическая сцена «смотра» в разбойничьем лагере и т. д. ). Кроме того, эта пьеса показывает близость мелодрамы к так называемому «роману ужасов и тайн» — жанру, родившемуся в Англии, но проникшему и во Францию конца XVIII — начала XIX века. Характерным представителем «романа ужасов и тайн» во Франции был Ф. Г. Дюкре-Дюмениль, из романов которого многие драматурги черпали материал для мелодрам. Перенося действие в средние века, в мрачные готические замки, разбойничьи вертепы, делая героев жертвами чудовищных злодеяний, Дюкре-Дюмениль насыщал свои произведения атмосферой ужаса и рока. Человек в них оказывался безвольной и беспомощной игрушкой судьбы. И вместе с тем «роману ужасов», так же как очень близкой к нему мелодраме начала XIX века, чужды пессимистические настроения. Пережив множество страшных приключений, герои их обычно приходили к благополучному финалу. Разумеется, в этом «оптимизме» мелодрамы было немало демагогии. Обращаясь « демократическому зрителю, мелодрама убеждала его в том, что провидение стоит на страже добродетели и послушания, что рано или поздно злодеи понесут наказание, а нравственно чистые герои будут вознаграждены.