Реалистический роман
Драматурги-реалисты XIX века (Мериме, Бюхнер, Бальзак), в отличие от просветителей и от романтиков, исходят из глубоко осознанных социальных конфликтов, видят обусловленность индивидуальной человеческой судьбы «социальным двигателем», вступают на путь создания «типичных характеров в типичных обстоятельствах». В своей драматургии они передают атмосферу эпохальных столкновений и, используя «местный колорит», раскрывают жизнь во всей ее исторической, вещественной, бытовой конкретности. Но подняться до уровня реалистического романа драматургия первой половины и середины XIX века не смогла. Если реалистический роман сумел найти новые художественные пути, для того чтобы, изображая уродливую повседневность, противопоставить ей идеальное начало, то в драме это равновесие тьмы и света неизбежно нарушалось, так как наряду с перенесением драматического конфликта в социальную сферу требовалась социальная конкретизация борющихся в пьесе сил. Реалистический роман нашел свои новые способы выражения положительного начала в описаниях, отступлениях, авторской интерпретации материала.
Эти способы были непригодны в драматургии, по самой природе своей не дающей возможности автору прямо вмешаться в драматическое действие. Поэтому даже крупнейшие романисты, такие, как, например, Бальзак, не в состоянии были в середине XIX века породить социальную реалистическую драму, равную по своей художественной выразительности роману. Расплывчатость и утопичность положительного идеала «блудных детей» буржуазии усугубляла невозможность нарисовать реалистический характер положительного героя. В результате в реалистическую драматургию первой половины и середины XIX века проникают элементы мелодраматизма, происходит смещение в сторону негативных явлений и образов, нарушается художественная правда и выразительность. Рождение подлинно реалистической социальной драмы в буржуазно развитых странах оказалось отсроченным до того момента, когда окончательно прояснились основные классовые противоречия капитализма, когда на историческую арену вышли новые классовые силы и со всей ясностью встал вопрос об уничтожении основ буржуазного общества. Прояснившаяся к этому времени революционная общественно историческая перспектива, а также богатый опыт реалистического романа создали благоприятные условия для возникновения новых принципов драматургической поэтики. Только. после Парижской коммуны 1871 года смогла появиться социальная реалистическая драма Ибсена, Голсуорси, Шоу и многих других. Качественно отличная от всех предыдущих этапов развития драматургии, социальная реалистическая драма конца XIX — начала XX века, впитав в себя серый прозаизм обыденности, сохранила подлинную поэтичность, нашла новые пути и средства раскрытия драматического конфликта, сумела правдиво воплотить острое столкновение социально конкретных борющихся сил и создать глубокие реалистические характеры.
Только в России уже в первой половине и середине XIX века родилась зрелая реалистическая драматургия (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский). Традиции народного освободительного движения, невыявленность противоречий буржуазного общества и последовательный демократизм дали возможность художникам уже на первом этапе освободительного движения конкретизировать положительный идеал, находя его в народном начале. Выдающиеся мастера русской драматургии, выступая с резкой критикой феодально-крепостнической действительности, смогли сочетать показ прозаической обыденности, с высокой поэтичностью, вытекавшей из веры в конечное торжество светлых сил. Именно в России сложились новые реалистические принципы драматургической поэтики.