Реализм преодолел статичность

 

Новое качество критического реализма проявилось и в совершенно новой концепции человеческой личности. Вместо исключительной личности романтиков реалисты увидели человека, опутанного сложной сетью зависимости от общества. Они вернули человеку ту четкую социальную принадлежность, к показу которой стремились уже просветители, но необычайно обогатили свое понимание личности. Взору реалистов предстал современный человек в его неповторимой конкретной индивидуальности, всегда теснейшим образом связанный с окружающим, занимающий очень определенное место в мире, где «личное достоинство человека» превратилось в «меновую стоимость». И они сумели показать сложную внутреннюю жизнь человека не имманентно, а в ее конечной социальной обусловленности, раскрыть психологию отдельной личности как выражение социальной психологии, нарисовать все тайные и интимные побуждения человеческой души в тесной зависимости от реальных жизненных обстоятельств. Реализм преодолел статичность как просветительского, так и романтического героя.

Он обратил внимание на процесс непрерывного изменения человека, проследил влияние общества на эволюцию личности, разработал сложную систему взаимодействующих образов. И место абстрагированной от реальности исключительной личности романтического искусства заняли в критическом реализме типичные характеры в типичных обстоятельствах. Принципиально новое решение получила в реалистическом искусстве XIX века проблема конфликта между человеком и обществом. Большая заслуга романтиков заключалась в том, что они со всей силой поставили вопрос о непреодолимом разладе между личностью и окружающим ее миром, но они еще не могли конкретизировать корни этого разлада, дать ему четкое социальное обоснование. Потому конфликт этот у романтиков приобретал подчас абстрактный вневременный характер.

Мастера критического реализма подчеркивают бесчеловечность уже выявившихся буржуазно-собственнических отношений, и трагический разлад между человеком и обществом проступает в их произведениях значительно острее и глубже. Величайшим завоеванием критического реализма XIX века явилось привнесение в искусство подлинного историзма, проникновение в тайны объективной реальности, умение уловить социальную обусловленность всего сущего и показать, зависимость личности от конкретного жизненного бытия. Реализм и в этом случае как бы суммировал и поднимал на новую ступень все те тенденции, что накапливались уже и в трудах молодой буржуазной исторической науки и в романтическом искусстве первых десятилетий XIX века. Идея исторической необходимости легла в основу реалистического искусства XIX столетия. Критический реализм, обратившийся к анализу современного буржуазного общества, воплотил эту идею в показе неумолимого действия конкретных экономических сил, в невозможности для отдельной личности преодолеть объективно существующие закономерности. Безысходное противоречие между личностью и окружающим се миром получило в реализме XIX столетия, в отличие от героической трагедии прошлых веков, будничное, подчеркнуто обыденное выражение и проявилось в показе трагической обреченности личности в мире денежных отношений. Новое поколение художников-реалистов решительно отказывается от повышенного субъективизма романтиков, которые в своем творчестве нередко подменяли реальные картины объективного мира своей личной реакцией на него. И Стендаль и Теккерей, каждый на свой лад, выступали против захлестывающей эмоционально-лирической стихии, требуя возрождения рационализма. Но они утверждали не догматический разум классицизма и не абстрактный идеальный разум просветителей, а обогащенный научными достижениями XIX века рационально-объективный конкретно-исторический метод подхода к действительности. Стремясь к максимально точному и правдивому воспроизведению объективной реальности, художник-реалист не обнажает свое личное отношение к изображаемому материалу.

Оно вытекает из всей сложной системы образов, из логики художественного произведения. И объективная правда, звучащая в произведениях писателей-реалистов, нередко выходят за пределы первоначального авторского замысла.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!