Рецепты волшебства
К закулисным тайнам относятся и те секреты мастерства, которые приходится применять театральным умельцам для создания определенных эффектов. Ведь то, что наблюдает зритель, иногда разительно отличается от того, что видит сотрудник сцены. Бутафор-декоратор. Нет такой специальности ни в одном институте. Этому учатся непосредственно в театре, можно сказать-прямо в бою. Большинство своих технологий бутафоры придумывают в ходе изготовления декораций, после получения заказа. Оказывается, мраморные стены можно создать при помощи мятой газетной бумаги и баллончиков с краской.
Соломенные шляпы делают из мешковины. А бутафорское золото можно изготовить из вьетнамских занавесок и фольги. Вообще, все бутафорские предметы отличаются дешевизной и легкостью, отсутствием незаметных для зрителя деталей.
Бутафорам приходится иметь дело с самыми различными материалами: пластмассой, древесиной, клеями, красками. Помимо золотых рук им требуется незаурядная фантазия. Именно от нее зависит умение превращать обычные бытовые, подчас бросовые, предметы и их обрезки в роскошный бутафорский реквизит. Распуская большую малярную кисть, получаем щетину для бород и усов. Распустив несколько таких кистей, получим ворох сена, а, окрашивая их в зеленый цвет,-красивую траву. Мастерски изготовленная бутафорская пахлава не отличается по виду от настоящего лакомства, а аппетитный муляж мороженого все время хочется лизнуть в антракте кому-то из актеров.
Все эти вещи вместе с последующей игрой артистов помогают им творить иллюзию. Совместно с костюмами, музыкальным сопровождением, пением они воздействуют на зрителя, вызывая нужную режиссеру реакцию. Таким образом, можно сказать, что в театре создается зрелище жизни, а закулисье служит механизмом создания иллюзии.