Религиозное благочестие и лицемерие

То же гуманистическое начало живет и в герое одноактной комедии «Небо и ад» доне Пабло Ромеро. Эта пьеса развивает конфликт «Женщины-дьявола». Снова религиозное благочестие и лицемерие сталкиваются с жизнерадостной прямотой и смелостью. Но в этой пьесе конфликт становится более значимым, усиливаются его социально типические и политические черты. Брат Бартоломео здесь не только сластолюбивый и распутный ханжа, но еще и полицейский шпион, разыскивающий политических вольнодумцев, «бунтовщиков», используя для этой цели тайну исповеди. Действуя обычным оружием иезуитов — ложью и клеветой, он возбуждает ревность доньи Урраки, и она выдает своего возлюбленного дона Пабло, сообщив, что тот является автором противоправительственного памфлета. В диком гневе, забыв о христианском всепрощении, эта благочестивая особа обрекает дона Пабло на смерть.

И в этой пьесе страсть опрокидывает ханжеские преграды. Узнав о том, что монах обманул ее, донья Уррака закалывает Бартоломео и устраивает бегство Пабло. Носитель положительного начала в этой пьесе — дон Пабло, веселой беспечностью напоминающий Марикиту. Но это мыслящий, идейный герой. Патриот, республиканец и атеист, посылающий к черту посты и монахов, Пабло является активным борцом против испанской монархии. Французская цензура периода Реставрации, разумеется, не могла допустить на сцену ни эти острые разоблачительные пьесы, ни добавленные Мериме в 1830 году комедии «Карета святых даров» и «Случайность». В первой из этих пьес Мериме издевается над глупостью и ничтожеством носителя власти и высмеивает ханжество духовенства, которое за хорошую взятку закрывает глаза на «греховное» озорство лукавой комедиантки Перичолы. Во второй — снова раскрывается чуждость человека аскетизму, нелепость закона о безбрачии католического духовенства и прославляется могучая сила любви. В «Театре Клары Гасуль» Мериме выступает как убежденный сторонник Стендаля, он следует его учению о драматургии подлинно исторической, остросовременной, заменившей риторику и условность классицизма простым и точным изображением душевных движений и событий, освободившейся от догматической власти единств и александрийского стиха.

Многие из современников Мериме поверили, что это действительно испанские пьесы, настолько точно выдержан в них национальный колорит. Но создается он не внешними деталями, которыми будет злоупотреблять романтическая драма, а точностью характеристик, определенностью столкновений, жизненной подлинностью обстановки и событий. Мериме свободно строит свои пьесы, перебрасывая действие из одного места в другое даже в маленьких, одноактных комедиях. Владея блестящим даром психолога, Мериме раскрывает внутренний мир своих героев в живом и непрерывном действии. В процессе столкновений героев с реальными фактами действительности открывается подлинная сущность людей. Мериме создает неповторимые по своеобразию характеры, индивидуализируя речь, манеры, поведение своих героев. Жизненная достоверность героев Мериме, «созданных из плоти и крови» и потому показавшихся «поразительно похожими на очень известных лиц» острота и общественная значимость раскрываемых им идейных конфликтов могли вызвать преследования властей. Потому Мериме как бы прячет реализм своих пьес, придавая им забавно-стилизованный характер. Подражая старинному жанру испанских «лоа», он заканчивает почти все пьесы «Театра Клары Гасуль» шутливым обращением к зрителям: «Простите автору его ошибки». Этот элемент стилизации не снижает, однако, реалистического полнокровия комедий, а придает им своеобразный, насмешливо-дерзкий, иронический характер. Обличительная острота пьес Мериме усиливается широким применением пародийного приема, помогающего «срыванию масок», заострению сатирической мысли. Мериме пародирует высокопарную фразеологию просвещенных аристократов-либералов («Инее Мендо»), церковное покаяние грешницы («Карета святых даров»), заседание трибунала инквизиции («Женщина-дьявол»), поповскую казуистику («Небо и ад»). Тем самым драматург усиливает разоблачение лживости высших классов, ханжества и мракобесия церкви.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!