Решая вопрос о судьбах революции
Решая вопрос о судьбах революции, Мюссе не мог обойти проблему участия и роли народных масс. Сам Лоренцо—носитель идеи одиночного подвига — ясно понимает, что убийство им герцога сможет принести Флоренции свободу и «утвердить республику, прекраснейшую из всех, которые когда-либо цвели на земле», только в том случае, если вслед за убийством тирана выступят республиканцы и народ поддержит их. В пьесе действуют помимо основных персонажей «солдаты, монахи, придворные, изгнанники, школьники, слуги, горожане». Народные сцены придают драме «Лоренцаччо» эпический размах, углубляют ее реалистическую достоверность. Не только в народных сценах, но и в самом методе ведения сюжета очевидно влияние исторических хроник Шекспира. Это проявляется прежде всего в том, что действие развивается не по прямой фабульной линии, связанной с главным героем пьесы, а через показ событий, явлений, рисующих жизнь народа и государства. Этот метод требует огромной «населенности» пьесы, большого количества картин. В пьесе намечены сюжеты, каждый из которых мог бы лечь в основу самостоятельного произведения.
Разработанный Мюссе в «Лоренцаччо» жанр исторической драмы с широким социальным фоном, с участием народных масс, с шекспировским масштабом действия близок к тому типу национальной исторической драмы, который был создан Мериме. Но если Мериме, написавший «Жакерию» в канун Июльской революции, при всем пессимизме финала доказывает закономерность, неизбежность и мощь народной революции, то Мюссе, создавший «Лоренцаччо» в 1834 году, после крушения революционных надежд 1830 года и после разгрома ряда восстаний начала 1830-х годов, всем ходом своей пьесы стремится убедить в обреченности всякой революционной попытки. Для него главная трагедия заключается в пассивности народа и республиканцев. Беспредельным отчаянием полна исповедь центрального героя пьесы — Лоренцо Медичи. Страстный патриот, вдохновленный примером героев Плутарха, Лоренцо рассказывает другу, что еще в ранней молодости дал клятву посвятить свою жизнь освобождению родины от ига тирании. Чтобы войти в доверие к герцогу Алессандро, целомудренный юноша надел на себя маску развратника. Он стал приближенным герцога, участником его оргий. И эта отвратительная личина позволила Лоренцо заглянуть в души людям, «приподнять покрывало истины». Он увидел раболепие, трусость, дешевое краснобайств<5, душевную дряблость, пассивность. Даже его самого, герцогского шута, ненавидят только на словах. Его прозвали оскорбительной кличкой «Лоренцаччо», но никто не осмеливался поднять нож на него, соучастника преступлений герцога. Безнадежность пронизывает все мысли Лоренцо. Основа психологической трагедии Лоренцаччо не в том, что маска распутства приросла к его лицу. Это результат, а не причина мучительной тоски, минутами превращающей его в маньяка. Причина же заключается в полной потере им идеалов. Он уже не верит в свою миссию и не верит в людей. Тирания развратила народ, убила волю к действию. Личные интересы для людей стали выше общего дела. Когда Филиппо Строцци сообщает Лоренцо, что он хочет обратиться с призывом к народу, действовать открыто, что он верит в честность республиканцев, Лоренцо предлагает ему биться об заклад: «Ручаюсь тебе, ни народ, ни они ничего не сделают». И он выигрывает этот мрачный спор — республиканцы не используют подвиг Лоренцо, изгнанники не приходят на помощь флорентийцам, смутное движение народа никем не. возглавлено, несколько пылких юношей бесполезно проливают свою кровь.
Петля тирании еще туже затягивается на горле народа. Лоренцаччо, который мечтал стать спасителем Флоренции, падает под ножом убийцы, рассчитывающего получить обещанную за голову Лоренцо награду. Обманутый народ оскверняет труп Лоренцо и сбрасывает его в лагуну. Так представляет себе Мюссе судьбу каждого, кто активно вмешивается в жизнь, кто захочет изменить ее страшный ход. На примере флорентийской революции Мюссе решает вопросы своего времени. Ни в одной из общественных групп он не видит силы, способной к активным социальным реформам.