Решительное осуждение революционного насилия

Вильям Вордсворт, подобно Кольриджу и Саути, в первые годы своего творчества (начало 90-х годов XVIII века) был поэтом, протестовавшим против экспроприации английского крестьянства. Он приветствовал революцию во Франции и даже отправился туда, чтобы непосредственно участвовать в ней. Но так как он в своих политических взглядах не шел дальше сочувствия жирондистам, он в период якобинской диктатуры поспешно покинул Францию, спасаясь от угрожавшей ему опасности попасть в тюрьму или под нож гильотины.

По возвращении в Англию он объявил заблуждением свое прежнее сочувствие революции, Подобно Кольриджу и Саути, Вордсворт пережил перелом в своих взглядах. Решительное осуждение революционного насилия становится одним из основных мотивов его творчества, что получило прямое выражение и в его единственном драматическом произведении — трагедии «Пограничники» (1795—1796). Действие пьесы происходит в XIII веке на границе Англии и Шотландии во времена Генриха III. Герой пьесы — благородный разбойник Мармадюк, мстящий богатым феодалам за их несправедливости и защищающий бедняков. Однако, как стремится показать Вордсворт, насилие по природе своей настолько бесчеловечно, что даже тогда, когда оно применяется с благой целью, оно должно привести к дурным последствиям. Мармадюк поддается лживым наветам злодея Освальда и убивает невинного старика барона Герберта, отца своей возлюбленной Айдонеи.

Раскаявшись в совершенном преступлении, Мармадюк становится отшельником. Издавая на склоне лет это произведение в собрании своих сочинений, Вордсворт снабдил его примечанием, в котором раскрыл свой идейный замысел: «Изучение человеческой природы приводит к ужасной истине, что в испытаниях, которым нас подвергает жизнь, грех и преступление могут иметь своим источником совершенно противоположные качества, и нет границ для того ожесточения сердца и извращения понятий, до какого могут дойти рабы этих чувств. Во время моего длительного пребывания во Франции, когда революция быстро достигла крайних пределов зла, я часто имел возможность быть свидетелем подобных явлений, и под свежим впечатлением этого была на-писана трагедия «Пограничники». Вордсворт предложил ее театру Дрюри-Лейн, но руководивший им Шеридан отверг пьесу. Просветитель, сохранивший верность передовым идеям XVIII века, Шеридан, естественно, отнесся отрицательно к реакционно-романтической трагедии Вордсворта. Точно так же отверг Шеридан и первый вариант трагедии Кольриджа «Осорио» (1798). Лишь значительно позднее, притом в переработанном виде, под названием «Раскаяние», Кольриджу удалось поставить эту пьесу в театре Дрюри-Лейн (1813). Как и «Пограничники» Вордсворта, «Раскаяние» носит явную печать влияния «Разбойников» Шиллера. Оба, и Вордсворт и Кольридж, заимствуя у Шиллера различные сюжетные мотивы, развивали не те стороны шиллеровской трагедии, в которых проявился штюрмерский протест, а мотив осуждения ре-волюционного насилия, столь сильно звучащий в финале немецкой трагедии. Действие трагедии Кольриджа происходит в Испании в царствование Филиппа II. Как и у Шиллера, в трагедии Кольриджа друг Другу противостоят два брата — старший, дон Альвар, и младший, дон Ордонио, соперничающие в любви к донье Тересе. Подобно Францу Моору, дон Ордонио злобен и коварен.

Он воплощает в своей жизненной практике крайности эгоизма и философии насилия. Для Кольриджа он является носителем тех отрицательных нравственных начал, которые, по его мнению, вытекали из материалистического учения XVIII века. Дон Альвар, наоборот, является выразителем нравственного идеализма. В конце пьесы дона Ордонио убивает мавританка Альгадра, мстящая злодею за погубленного мужа. Альвар выходит победителем из борьбы с братом не в силу проявленной им активности, а потому, что, по концепции Кольриджа, добро и милосердие неизбежно должны привести человека к счастью.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!