Революционное движение в Болонье
Густаво Модена получил прекрасное образование в средней школе и поступил в Падуанский университет. Студентом он участвовал в каких-то политических вспышках, был ранен при столкновении с полицией. Окончив университет, он перебрался в Болонью, чтобы стать там адвокатом. Но так как влечение к театру было у него наследственным, Густаво быстро завел связи среди актеров, и однажды, когда перед представлением «Саула» Альфьери заболел исполнитель роли Давида, Модена предложил свои услуги: любимые роли в трагедиях Альфьери он давно знал наизусть. Дебют его прошел очень успешно и положил начало его выступлениям на сцене — сперва любительской, а потом и профессиональной. Между 1824 и 1830 годами он сыграл несколько крупных ролей, которые создали ему определенное имя, а в 1830 году уже занимал одно из первых положений в труппе, выступавшей в Лукке.
Впрочем, его карьера скоро оборвалась: в 1831 году вспыхнуло революционное движение в Болонье, Густаво немедленно поехал туда и примкнул к группе революционеров, сражавшейся в горах с австрийскими полицейскими отрядами. Но так как у него и у его товарищей было больше революционного пыла, чем оружия, то полиция быстро с ними справилась. Были убитые и раненые, многих арестовали. Густаво удалось бежать. Зная, что имя его известно австрийским властям, он долго скрывался. Но, убедившись, что его опасения напрасны, он вскоре вернулся и продолжал играть. Его вновь оторвало от сцены еще одно революционное движение, после подавления которого он едва спасся от ареста и должен был больше семи лет пробыть во Франции. Вернуться он смог лишь в 1840 году. В течение всего следующего десятилетия Модена делил свое время между сценой и политическими выступлениями всех видов, всегда радикальными, всегда пламенными, налагавшими печать на его искусство. Он был тесно связан с «Молодой Италией», постоянно переписывался с Мадзини, от которого получал руководящие указания и который очень его ценил. И свое настоящее призвание, призвание актера, Модена понимал, подчиняясь велениям момента и страстному патриотизму, совершенно определенно: он считал, что театр — это прежде всего трибуна, и всякий актер, как гражданин, должен пользоваться этой трибуной, чтобы проповедовать нужные лозунги, чтобы увлекать и заражать публику своими настроениями. Актерское искусство, если оно способно захватить зрительный зал, должно служить художественными средствами целям политическим и национальным. Такие взгляды, естественно, приводили к требованию, чтобы актер отдавал всего себя этой действенной художественной агитации.
Он не должен оставаться спокойным, он не должен стараться подменять темперамент приемами мастерства. Ибо время такое, когда театр только этим путем может достойно выполнить свою общественную миссию. В это десятилетие Модена переиграл огромное количество ролей. Его репертуар с самого начала был очень разнообразным. Конечно, он играл Альфьери, в трагедиях которого у него было много любимых ролей. В «Сауле» он играл сначала Давида, потом Саула; очень любил роль Виргиния и Юния Брута, превосходно исполнял роль Филиппа II. Лучшими его ролями в романтическом репертуаре были Паоло во «Франческе да Римини» Пеллико и Адельгиз в одноименной трагедии Мандзони. С огромным успехом выступал он также в иностранном классическом репертуаре, играл роли Валленштейна (Шиллер), Магомета (Вольтер), Людовика XI (Делавинь). Успех его непрерывно возрастал. Но тут разразилась революция 1848 года. Модена бросил все и примкнул к движению. Его участие в различных выступлениях, его тесная дружба с Мадзини, приехавшим в Рим, чтобы направлять движение, сделали его видной политической фигурой. Он был выбран депутатом тосканского Учредительного собрания и здесь, заседая на крайней левой, вел непрерывную борьбу с диктатором Тосканы, бывшим радикалом, изменившим революции, писателем Гверацци. Он до конца не сдавал своих позиций, и поэтому, когда восторжествовала реакция и в итальянские государства стали возвращаться их прежние хозяева, изгнанные революцией, Модена мог найти себе приют только в одном уголке своей родины, в Пьемонте. Там он и поселился окончательно в 1849 году. Он вернулся на сцену, и теперь его искусство получило свое завершение.