Революция начертала ряд трагических биографий
Но лучшая часть французских актеров активно включилась в строительство нового театра, а многие из них стали непосредственными участниками революционной борьбы.
Работники театра вступают в Национальную гвардию, едут со спектаклями на фронт, остаются на фронте в качестве солдат революционных войск. Революция начертала ряд трагических биографий актеров-революционеров, отдавших свою жизнь за дело народа. В конце 1789 года в Руане был повешен контрреволюционными властями актер театра Варьете Бордье. Страстный патриот, участник взятия Бастилии и пылкий оратор, Бордье с первых дней революции окунулся в политическую деятельность. Направленный эмиссаром по хлебозаготовкам в провинцию, он решительно стал на сторону крестьян и городской бедноты в их борьбе против помещиков и реакционных городских властей. Его гибель в Руане—один из драматических эпизодов классовой борьбы 1789 года. Ярким представителем актеров — политических деятелей была провинциальная актриса Клер Лакомб, бесстрашие и пламенный патриотизм которой выделяются даже на героическом фоне этих лет. Одна из руководителей группы «бешеных», Клер Лакомб выступала как народный агитатор, защищая социальные нужды беднейших слоев народа. С трибуны Законодательного собрания она в июне 1792 года потребовала отрешения короля от власти. Вместе с народом Клер Лакомб участвовала в штурме Тюильри 10 августа 1792 года. А в 1793 году она стала организатором Клуба революционных республиканок — женской организации «бешеных». Но участие актеров в революции выразилось не только в непосредственной политической деятельности. Для каждого из них нахождение творческих путей в эти годы в то же время означало и определение своих классовых позиций. Наиболее показательным эпизодом политически-творческого размежевания актеров является раскол труппы театра Французской Комедии, переименованного в начале революции в театр Нации. Непосредственным поводом для этого раскола оказалась трагедия «Карл IX». К концу 1789 года в театре уже ясно наметились противоположные политические группировки. «Красные» — сторонники революции и патриотического репертуара — группировались вокруг молодого актера Тальма.
В группу «черных», то есть актеров-роялистов, которые с ненавистью и презрением взирали на «чернь», заполнившую партер, входили мно-гие из ведущих актеров труппы. Им удалось добиться снятия «Карла IX» с репертуара после тридцати трех успешных представлений. Но зрители, среди которых были Дантон, Мирабо, депутаты департаментов, масса революционного народа, снова бурно вмешались в театральные дела. Они подавали «прошения», настаивали, требовали. Снова две тысячи человек кричали: «Карла IX»! Волей-неволей пришлось сосьетерам опять вступить в переговоры со зрительным залом. Один из главных деятелей «черных», актер Ноде, объявил зрителям по поручению труппы, что спектакль не может состояться ввиду болезни актрисы Вестрис и отъезда актера, исполнявшего роль кардинала. Тогда выступил Тальма, и его выступление окончательно раскололо труппу театра Нации. Тальма заявил зрителям, что Ноде повиновался тайным предписаниям городских властей и королевских советников и что спектакль может быть сыгран, так как актриса Вестрис из патриотических чувств будет играть, несмотря на болезнь, а роль кардинала можно прочитать по тетрадке. Овации зрителей приветствовали заявление Тальма.
Труппе пришлось подчиниться, и «Карл IX» вновь зазвучал со сцены.