Революцию делали интеллигентные слои крупной
Из приведенных примеров видно, что сюжетика якобинской драматургии не отличалась ни особым разнообразием, ни насыщенностью политических лозунгов. Объясняется это тем, что итальянское якобинство было мало связано с народом, с широкими народными массами города и деревни. Революцию делали главным образом интеллигентные слои крупной и средней буржуазии. При этом прослойка радикально настроенной буржуазии могла оказывать существенное влияние на общественную и культурную жизнь только в некоторых, наиболее крупных торговых и промышленных центрах.
А такие, например, значительные центры итальянской культуры в прошлом, как Флоренция или Рим, оказались далеко в хвосте. Влияние феодально-католиче-ской реакции было еще в этих городах настолько сильным, что там с очень большим трудом можно было поставить такие пьесы, какие свободно шли в Милане, Венеции и Болонье. Так неравномерность экономического и политического развития частей Италии и объясняет нам ту чрезвычайную чересполосицу, которая наблюдалась в проникновении и утверждении нового, якобинского репертуара. Важно уяснить и еще одно обстоятельство: пьесы нового репертуара пропагандировали лишь лозунги раскрепощения от неравенства сословий. Лозунгов политического и экономического объединения Италии они еще не выдвигали.
В итоге, когда «права человека», декларированные французской буржуазной революцией, получили распространение, интерес к якобинскому репертуару быстро прошел. Наполеоновское господство выдвинуло перед итальянским обществом новые задачи. Именно тогда идея национального единства стала оформляться в реальную политическую формулу и мысль о социальном и политическом устройстве будущего приняла очевидную национальную окраску. Речь пошла уже не о личной свободе, а о свободе национальной, без которой не могло быть и свободы личной. Французское иго открыло итальянцам глаза. Победа при Маренго (1800) вернула французам утраченные ими было позиции в Италии. Началась наполеоновская эра, которая длилась до 1814 года, до первого низложения Наполеона и его ссылки на остров Эльбу. Часть итальянских земель была присоединена к французской метрополии на правах обычных департаментов. Большая часть северной и центральной Италии превратилась в «итальянское королевство», причем железная корона ломбардских королей увенчала голову самого Наполеона, назначившего наместником в Милан своего пасынка, принца Евгения Богарне, с титулом вице-короля Италии. Во главе Неаполитанского королевства, занимавшего юг Италии, Наполеон поставил сперва своего брата Жозефа; когда же тот получил испанскую корону, неаполитанский престол занял один из известнейших наполеоновских маршалов Иоахим Мюрат.
Все это были чисто подставные лица. Их главной добродетелью была преданность французским интересам. В тех редких случаях, когда, например, вице-король Евгений (на которого возлагали надежды определенные круги патриотически настроенной итальянской буржуазии) пробовал робко защищать местные интересы, он немедленно получал выговор от императора. К концу своего правления Наполеон совершенно перестал церемониться со своими итальянскими подданными и смотрел на Апеннинский полуостров просто как на французскую колонию. Что касается итальянской культуры тех лет, то здесь также все регулировалось в основном нуждами и потребностями имперской политики. Печати и театра это коснулось едва ли не в первую очередь. Была введена весьма деятельная цензура, являвшаяся важным эвеном отлично налаженного полицейского аппарата, которым так гордился Наполеон. Правда, в сравнении с тупоголовой полицейской цензурой австрийцев, целиком построенной на оговорах, когда все определялось произволом властей и тайных доносителей и когда писателей преследовали за мысли, высказанные даже в сугубо частных беседах,— французская цензура могла казаться итальянцам относительно мягкой. Не позволялось то, что вредило французским интересам или было направлено лично против императора. Это знали все твердо, и малейшее отклонение от регламента пресекалось беззастенчиво. Во всех других вопросах цензура не проявляла особой докучливости.