Ричард Дарлингтон в пьесе Дюма
Робер Макер, созданный Фредериком-Леметром, — высшее достижение критического реализма на французской сцене XIX века и творческая вершина искусства самого актера.
К этой роли примыкает ряд других ролей (Вотрен в пьесе Бальзака, Ричард Дарлингтон в пьесе Дюма и другие), в которых Леметр мощной лепкой характеров, порожденных калечащей человека капиталистической действительностью, углублял и развивал обличительную тему своего творчества. Сближаясь с утопическими социалистами в критике капиталистического общества, Фредерик-Леметр продолжал стоять на утопических позициях также в своей положительной программе. И поэтому романтическая тема героя-бунтаря, страстного мечтателя, одиночки, восстающего против преступного аморализма, ханжества и преступлений правящих верхов общества, продолжала занимать видное место в его искусстве. Она нашла воплощение в ряде героико-романтических ролей (Кин, Дженнаро в «Лукреции Борджа», Сезар де Базан в пьесе «Испанский дворянин» Дюмануара и Деннери, созданной по замыслу и по инициативе Леметра, и другие). Ярче всего эта творческая тема Леметра раскрылась в «Рюи Блазе», потому что при всех противоречиях этой пьесы Рюи Блаз выступает в ней защитником народных интересов, воплощая силу духа, талантливость, поэтический строй душевной жизни человека из народа. Вдохновенным певцом простого человека стал Фредерик-Леметр в роли старого тряпичника — папаши Жана в мелодраме Пиа «Парижский тряпичник» (1847).
Развивая метод накопления реальных жизненных наблюдений, он познакомился с тряпичником Лиаром и перенял у этого популярного на парижских улицах персонажа все его профессиональные повадки, внешность, костюм. Убедительно воспроизведя облик старого тряпичника, Леметр с громадной теплотой и силой раскрывал внутренний мир этого доброго, неунывающего бедняка, способного на великую самоотверженность, бесстрашного в борьбе. По богатству красок, по психологической углубленности папаша Жан был одним из наиболее человечных и правдивых образов, созданных Леметром. И бесконечная привлекательность этого нищего старика усиливала демократическую оппозиционность пьесы. После февральской революции 1848 года Леметр внес в пьесу открыто революционное содержание: в день торжественного спектакля, посвященного революционному народу, он превратил сцену, где папаша Жан рассматривал содержимое своей корзины тряпичника, в революционную сатиру. Прежде всего он восстановил все слова, ранее изъятые цензурой. А в конце монолога, вынув из корзины корону и объявление с надписью: «Банкеты запрещены», актер выходил за рамки авторского текста и, снабдив эти символы уничтоженной монархии парой хлестких иронических замечаний, снова презрительно кидал их в мусор. Фредерик-Леметр продолжал работать на сцене до 1876 года. Хотя после революции 1848 года драматургия демократического романтизма и острая сатирическая комедия ушли из репертуара, уступив место пьесам, восхвалявшим буржуазный общественный строй, старый актер не сдал своих позиций.
В последние десятилетия жизни центральной в его творчестве стала тема «маленького человека». В ряде пьес он создал вереницу образов бедных людей, которые, несмотря на преследования, клевету и угрозы, выступают защитниками угнетенных и обиженных. Преодолевая низкий идейный и художественный уровень исполняемых им мелодрам, актер раскрывал душевное благородство простого человека и его бесстрашие в борьбе с богатыми и могущественными противниками. Характерно, что Фредерик-Леметр ни разу не выступил ни в одной пьесе Скриба и ни в одной из пьес Дюма и Ожье — признанных столпов буржуазной драматургии Второй империи. Великий французский народный актер остался верен традициям гуманистического, прогрессивного искусства. Творчество Фредерика-Леметра обогатило французскую театральную культуру, внеся в нее острое чувство современности, требование жизненной достоверности, глубину социального обобщения. Высокого расцвета достигает в первой половине XIX века и актерское искусство «малых жанров» — водевиля и пантомимы, широко представленных в репертуаре бульварных театров.