Ристори выделяла отдельные моменты роли

Первой обязанностью истинного артиста, по убеждению Ристори, является перевоплощение, то есть подлинная погруженность в переживания и поступки изображаемого лица. Это доступно только актеру, который обладает от природы особой физиологической чувствительностью. Но одной чувствительности мало; необходимо изучение, и прежде всего изучение человеческого сердца и разнообразных проявлений человеческой природы. Без этих двух условий истинное творчество невозможно. Игра должна быть не только верной, но и вдохновенной, свободной от условностей, канонов и подражаний.

В этих словах заключена важная мысль о том, что воздействие актерского искусства находится в прямой зависимости от того, насколько сильны :в нем черты национальной самобытности — в проявлении темперамента, в средствах эмоциональной выразительности. «Колоритность» исполнения Ристори выражалась в действенности, яркой эмоциональности. «Она наполняла зал воплем могучей экстатической страсти» (Золя). Ристори выделяла отдельные моменты роли, фиксируя в сознании зрителей свою идею образа, умела в одной реплике, одном жесте, слове или взгляде сконцентрировать «зерно» образа.

В «Марии Стюарт» таким моментом был конец сцены двух королев, когда после слов «Я —ваш повелитель!» Мария — Ристори словно вырастала и с таким Достоинством и уничтожающим презрением давала разъяренной Елизавете знак удалиться, что та поспешно, полусогнувшись, как бы невольно подчиняясь Марии, уходила; в «Медее» это было знаменитое, всеми критиками описанное «Ты!» в ответ на вопрос Язона, кто убил детей; в «Елизавете, королеве Англии» — гордая и горькая в своем трагизме реплика: «Я не женщина… Я король!»

Содержанием «колоритного реализма» Ристори был дух страстного бунтарства, он одушевлял схематичность многих драматургических образов ее репертуара, оправдывал некоторые излишества темперамента и яркость красок. Сценическая манера Ристори была близка манере Модена. Ей не довелось стать его ученицей, но она причисляла себя к его школе, считая ее бесподобной, потому что, «изучив все, она допускала и гениальные вдохновения». Сам Модена, когда он впервые увидел Ристори в начале 1840-х годов, вернувшись из французской эмиграции, назвал ее «артисткой божественной интуиции».

Призывая итальянских актеров сохранять национальный колорит исполнения, Ристори, однако, советует им отказаться от старой манеры трагической декламации с ее утомительной напевностью.

Устами выдающейся артистки итальянская школа сценического реализма заявляла об обязанности и траве художника сохранять национальное своеобразие своего искусства, одновременно неустанно совершенствуя его — изучая, заимствуя, реформируя.

В мае 1865 года во Флоренции состоялись торжества в связи с 600-летием со дня рождения Данте. Ристори, Сальвини и Росси выступили в трагедии Сильвио Пеллико «Франческа да Римини» и с чтением из «Божественной комедии». Ристори прочитала свою любимую пятую главу «Ада» — о Франческо и Паоло. Традицию дантовских чтений, начатую Густаво Модена, Ристори продолжала и после ухода со сцены, изредка выступая в благотворительных концертах. Восьмидесятилетие артистки было отпраздновано в Риме в 1902 годуи носило характер национального чествования.

До конца жизни Ристори продолжала интересоваться театром, всем новым, что рождалось на сцене и в драматургии, пыталась понять пути развития любимого искусства. Но здесь ее с каждым годом ждали разочарования. Она решительно не понимала и не принимала декадентских течений, особенно не любила дАннунцио, справедливо считая, что его «чудовищные» пьесы помешали полному раскрытию огромного таланта Элеоноры Дузе.

Значение деятельности Ристори охарактеризовал Томмазо Сальвини, отметив, что в самые бурные моменты истории родины она смело несла знамя патриотки и служила театру, который был для нее школой всего прекрасного и благородного.

Традиции Модена продолжали развивать Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. Неустанно совершенствуя свою артистическую технику, они создавали полнокровные реалистические образы, характерные единством психического, национального, исторического склада.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!